Митрополит Сурожский Антоний. Труды

исчерпывается. Нельзя сказать, что «все сказано». И когда мы говорим о том, что

Сын Божий есть Слово Божие, Он, поскольку это постижимо для нас, делает

доступными для нас глубины Божественной премудрости, глубины мысли

Божественной, но вместе с тем как Слово Божие Он укоренен в этой мысли так, как

мы не можем ее постичь. И когда мысль Божия открывается во Христе в Его учении

и в Его личности, остается тинственная и таинственная глубина,

которую мы не можем воспринимать умом. И дивно, что в начале Евангелия от

Иоанна нам говорится: В начале было Слово (Ин1:1). Слово, Котороевыражает по отношению ко всему тварному миру все, что непостижимый Бог хочетсотворить и передать нам. Это Слово— творческое Слово, и это Слово—руководственное Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога. То естьв Нем, в Боге выражение мысли всецело покоится в Его глубинах и превосходитвсякую возможность с нашей стороны полностью, неограниченно восприниматьПремудрость Божию как она есть, а только раскрывается нам, постольку посколькумы можем ее воспринять, но воспринимается она через Слово.О Слове сказано еще другое, чего мы не улавливаем ни в каком переводе. Вгреческом тексте говорится не: Слово было у Бога, а: к Богу. Иэтим указывается, что Слово Божие, Которое творит, Которое поддерживает,Которое охраняет, Которое восполняет, Которое спасает, в конечном итоге самообращено к глубинам тайны Божией в процессе непостижимого созерцания Сыном техглубин, которые принадлежат и Отцу, и Ему, и Духу Святому, и через этосозерцание Сын-Слово и нас влечет в эти глубины. Но Слово— это нечто, чтомы можем услышать и понять в меру нашей понятливости и благодаря тому, что этоСлово открывается нам. Это Слово говорится нам так, чтобы мы могли понять: онообращено в наши глубины, в те глубины, которые запечатлены образом Божиим внас.Но есть еще другое. Это Слово оставалось бы внешним для нас, если бы мы немогли к этому Слову и через Слово к глубинам Божественной Премудрости приобщиться.Потому что, пока мы воспринимаем вещи умом или внешним опытом, мы остаемся какбы вне тайны. И тут нам надо понять роль Святого Духа. В Сыне нам открываетсякак бы объективно мысль Божия. Во Святом Духе мысль Божия приобщается к нам,она пронизывает нас. Я говорил раньше об огне. Огонь непостижим, но мы еговидим и познаем как бы вне себя, хотя познаем очень глубоко. И вместе с этим мыне можем к нему приобщиться иначе как этим видением. Но огонь нас приобщает ксвоей сущности тем теплом и жаром, который из него исходит. Этот жар,это тепло пронизывают нас до самых глубин нашего естества и приобщаютнас к тому, Кто есть Бог.Это приобщение— не только познание о том, каков есть Бог, этоприобщение нас делает как бы родными Ему. Когда мы пронизаны теплом, мы неможем сказать, где начинается тепло, которое до нас донес огонь, и гденачинаемся мы. Тепло нас пронизывает, и мы приобщаемся к тайне этого тепла.Таким образом, можно сказать, что, когда мы говорим об Отце, мы говорим о