Митрополит Сурожский Антоний. Труды

возможностью, еще не осуществленной. Это тот же самый смысл, который в

еврейском языке вложен в слово, переведенное на некоторые современные языки как

«хаос»: хаос не как разруха, а как совокупность всех еще неосуществленных

возможностей. И с самого первого мгновения тварь связана с Богом. С одной

стороны, она появляется на свет через державное творческое слово Божие—

слово, которое звучит и приводит из небытия все, что стало быть, но не в

оформленном виде, а как возможность. Это слово— творческое Слово, Сын

Божий. И мир рождается от этого зова. Это не приказ в том смысле, что отношениямежду Богом и тварью не могут быть рассмотрены как отношения Властелина сподвластным, это зов любви. Из цитаты, которую я вам вычитывал прошлый раз, явно,что Бог— потому что Он есть любовь, любовь неизреченная, неизглаголанная,бесконечная— хочет разделить со Своей тварью все то, что у Него есть, ибольше того: приобщить всю тварь тому, чем Сам является, Кто Он есть, так,чтобы, как говорит апостол Павел, в конечном итоге Бог стал всем во всем (1Кор15:28)или, употребляя слова отца Сергия Булгакова, чтобы был осуществлен не пантеизмв том смысле, что не все должно стать богом, но панэнтеизм, то есть творение, вкотором Бог присутствует и действует, пронизывая все275.Но, с другой стороны, в этом отрывке Священного Писания, начале ВетхогоЗавета, явно, что над тварью, которая вызвана криком любви, зовом любви Божией,желанием Бога отдать Себя этой твари, чтобы она разделила с Ним вечноеблаженство, дышит Святой Дух, Который приобщает ее к жизни, к способностистановления, Который вызывает в твари возможности, каких она, может быть, в тотмомент даже не подозревает. Он помогает ей становиться всем тем, чем только онаможет стать, но не по принуждению, не насильственно, а потому, что под дыханиемСвятого Духа, Который есть Дух жизни, она будет становиться всем тем, на чтоспособна. С первого мгновения любовь Божия приобщает новорожденную тварь черезСына и через Духа к вечной жизни. Как говорится опять-таки в Священном Писании,дары Божии неотъемлемы (Рим11:29), и поэтому то, что Бог сейчаспредлагает и дает, никогда не было отнято и не будет отнято у твари. Тварьпосле падения человека прошла через трагедию, но она осталась мученицей инеоскверненной. Как пишет святой Феодор Студит (я часто цитирую эти его слова),тварь невинна, тварь не согрешила против Бога, она является жертвойчеловеческого падения.Это первое, что мы знаем: тварь связана с Отцом державным Словом, Которымявляется Сын, и животворным Действием, Которым является Святой Дух. Эта связьмежду вещественной тварью и Богом ничем не разрушается. Отношения между тварьюи Богом не перестают быть такими, какими они были задуманы Самим Господом. Иесли мы посмотрим на историю творения, то увидим, как это действительновыражается в судьбе всех тварей.Как заключение, как завершение творческого акта Божия появляется человек. Нотут следует отметить— и это мне кажется очень важным,— что человексоздан из земли, перстным (Быт2:7). Тем самым он сродни всякой