Митрополит Сурожский Антоний. Труды

или, употребляя слова отца Сергия Булгакова, чтобы был осуществлен не пантеизм

в том смысле, что не все должно стать богом, но панэнтеизм, то есть творение, в

котором Бог присутствует и действует, пронизывая все275.

Но, с другой стороны, в этом отрывке Священного Писания, начале Ветхого

Завета, явно, что над тварью, которая вызвана криком любви, зовом любви Божией,

желанием Бога отдать Себя этой твари, чтобы она разделила с Ним вечное

блаженство, дышит Святой Дух, Который приобщает ее к жизни, к способности

становления, Который вызывает в твари возможности, каких она, может быть, в тотмомент даже не подозревает. Он помогает ей становиться всем тем, чем только онаможет стать, но не по принуждению, не насильственно, а потому, что под дыханиемСвятого Духа, Который есть Дух жизни, она будет становиться всем тем, на чтоспособна. С первого мгновения любовь Божия приобщает новорожденную тварь черезСына и через Духа к вечной жизни. Как говорится опять-таки в Священном Писании,дары Божии неотъемлемы (Рим11:29), и поэтому то, что Бог сейчаспредлагает и дает, никогда не было отнято и не будет отнято у твари. Тварьпосле падения человека прошла через трагедию, но она осталась мученицей инеоскверненной. Как пишет святой Феодор Студит (я часто цитирую эти его слова),тварь невинна, тварь не согрешила против Бога, она является жертвойчеловеческого падения.Это первое, что мы знаем: тварь связана с Отцом державным Словом, Которымявляется Сын, и животворным Действием, Которым является Святой Дух. Эта связьмежду вещественной тварью и Богом ничем не разрушается. Отношения между тварьюи Богом не перестают быть такими, какими они были задуманы Самим Господом. Иесли мы посмотрим на историю творения, то увидим, как это действительновыражается в судьбе всех тварей.Как заключение, как завершение творческого акта Божия появляется человек. Нотут следует отметить— и это мне кажется очень важным,— что человексоздан из земли, перстным (Быт2:7). Тем самым он сродни всякойтвари, потому что вся тварь, каждая тварь родилась из персти, из как быосновного, изначального материала, который появился на свет, когда Бог любовьюСвоей призвал к бытию все, чего не было. В этом отношении человек сродни всейтвари через свою плоть, через вещество свое. И тут опять-таки мне кажется оченьважным помнить, что, когда мы говорим о том, как опасна плоть для духовнойжизни человека, мы говорим о чем-то описательно, но не по существу дела. Когдамы будем говорить о падении, я к этому вернусь, но сейчас упомяну: некоторыеотцы Церкви говорили, что грехи плоти— это грехи, которые человеческийдух совершает против плоти своей, против того невинного и неоскверненноговещества, из которого он сотворен.Это очень нам важно запомнить, потому что с этим связана вся темаВоплощения. Бог сотворил человека, Он его сотворил сродни всему вещественномумиру, и через свою вещественность человек причастен к этому миру в егонепорочности и чистоте. С другой стороны, Бог вдохнул в человека Свое дыхание,