Митрополит Сурожский Антоний. Труды

и через это человек сродни Самому Богу. Не в полном смысле, потому что человек

создан, так же как остальная тварь, чистым, невинным, но еще не зрелым и не

святым. Ему надлежит вырасти в святость, которая приобщит его к Богу по-иному,

даст ему познать Бога, как он Им познан, как говорил апостол Павел

(1Кор13:12). И человек, по слову святого Филарета Московского,

повешен как бы между двумя безднами: с одной стороны, бездна Божественная, куда

он призван, с другой стороны, бездна небытия, из которой он вызван, и его

поддерживает, по словам Филарета, Божественная благодать, как алмазный мост.Человек невинный должен вырасти в святость, и его призвание по отношению ктвари— и это очень важно— так приобщиться к Богу, так Его познать ичерез познание Бога познать всю тварь в ее глубинах и стать ее вождем к полнотеприобщения с Богом, чтобы пришло время, когда, опять-таки по слову апостолаПавла, Бог будет все во всем (1Кор15:28), Божественностьпронизает все созданное Им не механически, а по открытости всей твари, потомучто тварь познала Бога под руководством человека.Это очень важно в нашем понимании сотворенного мира, потому что особеннотеперь, когда у человека такая власть над веществом этого мира, нам надоопомниться и понять, что представляет собой этот мир, какова его связь сБогом.И здесь я хочу сказать нечто о чудесах и о таинствах. Давным-давно ужеотцами Церкви сказано, что чудеса— это не моменты, когда Бог Своейвластью принуждает природу: волны на море, хлебы, которые умножаются, болезнь,охватившую человеческое тело,— подчиниться, поработиться Его воле и какбы войти в новое измерение. Отцы Церкви нам говорят о том, что чудеса—это действия Божии, которыми вещественная тварь освобождается от рабства грехуи последствий человеческого греха. Это момент освобождения. Это момент, когдасилой Божией и благодатью Его, обращенной к твари, готовой ответить на Его зови на Его действие, эта тварь хоть на какое-то время снова делается собой,чистой, освобожденной от человеческого греха. Это мы видим на море Тивериадском(Мк4:35—41), это мы видим в умножении хлебов (Мф14:16—21), видим вмоменты, когда Христос исцеляет больных. Замечательно, что Христос не насилуетбольного, как бы заставляя его перестать быть во власти болезни. Он егоспрашивает: хочешь ли ты быть целым? Каждый раз: хочешь ли ты? (напр.,Ин5:6). Твоя телесная природа на это способна, но ты— хочешьли быть целым? Хочешь ли ты отвернуться от той греховной жизни, которая былатвоим уделом до сих пор, хочешь ли ты быть свободным от смерти, от оскверненияи соединиться со Мной, Богом твоим, по-новому? О, не сразу до конца, нонамерением, желанием, решимостью, отречением от всего греховного прошлого,которое тебя сделало таким больным даже в твоем теле, которое твою плоть,невинную плоть, поработило страданию? И каждый раз страдалец отвечаетсогласием. Сумеет ли он дальше в течение всей своей жизни пронести этопонимание, мы не знаем. Может быть и нет, может быть и да, но это момент, когда