Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

и через это человек сродни Самому Богу. Не в полном смысле, потому что человек

создан, так же как остальная тварь, чистым, невинным, но еще не зрелым и не

святым. Ему надлежит вырасти в святость, которая приобщит его к Богу по-иному,

даст ему познать Бога, как он Им познан, как говорил апостол Павел

(1Кор13:12). И человек, по слову святого Филарета Московского,

повешен как бы между двумя безднами: с одной стороны, бездна Божественная, куда

он призван, с другой стороны, бездна небытия, из которой он вызван, и его

поддерживает, по словам Филарета, Божественная благодать, как алмазный мост.

Человек невинный должен вырасти в святость, и его призвание по отношению к

твари— и это очень важно— так приобщиться к Богу, так Его познать и

через познание Бога познать всю тварь в ее глубинах и стать ее вождем к полноте

приобщения с Богом, чтобы пришло время, когда, опять-таки по слову апостола

Павла, Бог будет все во всем (1Кор15:28), Божественность

пронизает все созданное Им не механически, а по открытости всей твари, потому

что тварь познала Бога под руководством человека.

Это очень важно в нашем понимании сотворенного мира, потому что особенно

теперь, когда у человека такая власть над веществом этого мира, нам надо

опомниться и понять, что представляет собой этот мир, какова его связь с

Богом.

И здесь я хочу сказать нечто о чудесах и о таинствах. Давным-давно уже

отцами Церкви сказано, что чудеса— это не моменты, когда Бог Своей

властью принуждает природу: волны на море, хлебы, которые умножаются, болезнь,

охватившую человеческое тело,— подчиниться, поработиться Его воле и как

бы войти в новое измерение. Отцы Церкви нам говорят о том, что чудеса—

это действия Божии, которыми вещественная тварь освобождается от рабства греху

и последствий человеческого греха. Это момент освобождения. Это момент, когда

силой Божией и благодатью Его, обращенной к твари, готовой ответить на Его зов

и на Его действие, эта тварь хоть на какое-то время снова делается собой,