Митрополит Сурожский Антоний. Труды

мироздании, вместе с другими ангелами, которые выросли в мою меру. Зачем нам

Бог, когда мы сами сияем тем же светом? И в этот момент они отпали от Бога. В

этот момент Божий свет в них потух, остались только твари, которые могли бы

покаяться,— чего они не в состоянии были в тот момент сделать, увлеченные

собственной красотой, полученной ими от Самого Бога, отражавшей Божественную

красоту и сияние. И они отпали и стали темными силами. Вот эти темные силы и

положили начало падению человека.

В библейском рассказе мы видим, что Бог определил человеку два пути дляполного его возрастания: один путь— прямой, безгрешный, подлинный. Этобыло приобщение к Богу Самому, приобщение к Его премудрости, такое глубокоеприобщение, что человек мог познавать все, что создал Бог, не просто своимидогадками, а приобщенностью к Божественной премудрости. Призвание человека былотак приобщиться Богу, так соединиться с Ним, чтобы Божественная премудрость внем жила, в нем выражалась, его питала, ему раскрывала все тайны бытия.Премудрость Божия, принятая в любви и в поклонении Самому Богу, впослушании— в том смысле, в каком я ранее пробовал описать послушание, тоесть в способности так молчать, чтобы слышать голос Божий в себе, который всеперед нами раскрывает. И другой путь— это путь познания тварного мира науровне этого мира и его тварного состояния, путь как бы естественного познания,познания мира, который сродни человеку, потому что человек своей телесностью,своей материальностью, даже своей душевностью приобщен к созданному миру. ВнеБога полного познания невозможно было получить, но какое-то изначальное познаниеможно было уловить; и вот на этом темные силы и уловили человека.В Библии сказано, что в раю было два дерева: древо жизни и древо познания(Быт2:9). Древо жизни как бы образно указывает на приобщенность человекаБогу, такую приобщенность, что он питался всем Божественным и в Боге все видел,как бы изнутри Божией премудрости глядел на все создание и видел это создание,как его видит Бог. А древо познания нам дает возможность глядеть на все Богомсозданное, дивиться красоте, премудрости, познавать многие тайны, которыезаложены в творении, но ограниченно, не так, как их можно познать черезприобщение к Богу. Оно не дает возможность видеть вещи так, как их видит Бог, атолько изначально бороться, чтобы достичь этого видения.Большей частью, когда мы слышим о падении человека, нам это представляетсяокончательной катастрофой. Человек отвернулся от Бога и выбрал путьестественного познания. Но не так об этом думает святой Ириней Лионский,который был учеником святого Иоанна Богослова. Он говорит, что и тут человек небыл оставлен Богом, что человек не был присужден навсегда блуждать во тьме, незная, не познавая того мира, в котором он создан. Он говорит, что это трудныйпуть, но что, вглядываясь, вдумываясь, вживаясь в тот мир, которому мыпринадлежим— потому что он Божий, потому что в нем сияет Божийсвет, потому что на нем запечатлена Божественная премудрость,— человекможет постепенно раскрывать эту премудрость, понимать Бога через Его творение,