Митрополит Сурожский Антоний. Труды

до момента, когда, дойдя до предела возможного естественного познания, он

открывается к познанию Божественному. Тогда он оставляет свои попытки познать

естественным умом то, что сотворил Бог, и останавливается в молитве, в

поклонении, в молчании, в созерцании Бога. Так что даже падение, в

представлении святого Иринея Лионского, не является окончательной катастрофой,

не является концом судьбы человека. Но тот путь, который мог бы быть путем

прямого непрерывного светоносного восхождения и углубления в тайны Божии,

превращается в долгий путь искания, блуждания, ошибок, исправлений и страдания.А дальше между Богом и человеком возникает— не вырастает, а вдруг,мгновенно открывается— пропасть, потому что в тот момент, когда человеквыбрал естественное познание помимо Бога, он с Богом уже не в отношениивзаимной глубинной любви и доверия, а в отношении вопрошания, порой страха.Библия рассказывает, как Адам и Ева услышали, что Бог ходит в раю. (Этоконечно образы, потому что весь этот рассказ является образной попыткой довестидо нашего сознания что-то, что описать невозможно: нет возможности на нашемязыке выразить, что случилось в мире, которого больше нет.) И когда они сознаютоколо себя присутствие Бога, Которому они уже не приобщены, как раньше, детскойлюбовью, детским доверием, совершенной отдачей себя, готовностью и желанием всетолько через Него познать, они испуганы и оба прячутся от Бога. И Бог их зовет:Адам, где ты? И Адам отвечает: я обнаружил, что я наг, что я голый, и мнестыдно. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, скоторого Я запретил тебе есть? (Быт3:8—11).И тут оказывается вдруг, что доверие, простота, которые были вначале, пришлик концу. В тот момент человек мог бы еще— вернее, уже— понять, чтос ним случилось. Но он не понимает, он сколько-то помрачен, но не понимаетдо конца, что с ним совершилось. Он думает, что может продолжать расти,становиться собой, познавать мир как бы параллельно с Богом. И тут входит всилу очень страшный закон. Жить можно— в том смысле, в котором Бог живи живы те, которые в Боге и с Ним,— только приобщенностью к Богу. Вмомент, когда человек отрывается от Бога, у него остается только один путь:рано или поздно умереть. И именно это случается с первой четой. Смертьчерез них входит в этот мир. Они потеряли источник Жизни, и без источника Жизнижизни больше нет. И начинается трагический период, в котором мы участвуем,когда человечество и весь живой мир познают смерть и приобщаются смерти. Этоочень страшно. Но если мы вспомним то, что сказал святой Ириней, это неабсолютно безнадежно.Но тут целый ряд вещей совершается. Изначально человек имел тело, имел душу,и в нем обитало дыхание Божие, которое Господь вдохнул в него. В тот момент,когда человек отворачивается от Бога, эта иерархия колеблется, остается на первомплане то, что принадлежит к естеству. Духом человек уже не познает Бога, какпознавал Его изначально, и поэтому дух не может руководить, вести человека отсилы к силе, от славы к славе, от земли на небо, в глубины Божии. В человеке