Митрополит Сурожский Антоний. Труды

вероисповедания. Если представить, на что похоже наше так называемое

христианское общество, можно ли ожидать, что кто бы то ни было, поглядев на

него снаружи, без предвзятых мыслей, скажет: да, Евангелие дало новое

оформление человеческим отношениям. Даже если не задумываться так широко над

человечеством, над государствами, то мы можем задуматься над семьями и над

приходами, над епархиями и местными церквами. Можем ли мы сказать, что человек,

приходящий в наш храм, в нашу общину, которая относительно малочисленна по

сравнению с приходами в России, например, и вместе с тем так срослась внутренне,и познакомившись с нами не только внешне, но поглубже, воскликнет: «Как этилюди любят друг друга!» Можем ли мы сказать это о себе самих? Да, конечно,между нами есть дружбы, между нами есть близость, одни других любят крепко иглубоко, но сколько среди нас безразличия друг ко другу! Я говорю не столько обобщественном безразличии, а о том, что человек может оказаться в материальнойили душевной нужде— и никто об этом не знает. Сам человек не заявил обэтом, не кричит о своей нужде— и нет никого рядом с ним, кто сумел бы этопрозреть, услышать молчаливый стон, крик голода порой.Мне вспоминается ужасный случай. В Париже, когда я преподавал в Русскойгимназии290, былпреподаватель, который приходил каждый день, был примером точности, строгости.Его не особенно любили, но уважали. И только после того, как он умер, мыузнали, что он ходил в школу пешком с другого края Парижа, потому что у него небыло денег оплатить проезд на метро или на автобусе, и питался только тем, чтонаходил в мусорных баках, отбросами. Никто этого не подозревал, потому что онбыл человек замкнутый, и никто не сумел отпереть его замкнутость. Разве это нестрашно?! Это было христианское общество, причем очень тесное, потому что вэмиграции все были друг другу свои, и мы этого не заметили.Это пример, один-единственный пример в своем роде. Конечно, есть и другие.Они вспоминаются, потому что редки и потому так выпукло, так красочно выступаютна фоне серого, холодного безразличия, взаимного отчуждения, когда мы стоимрядом— и не видим друг друга.Я принадлежал к приходу Трехсвятительского подворья в Париже, единственномуприходу во Франции, который в ранние тридцатые годы остался верен МосковскойПатриархии, все другие ушли в Константинополь или в Зарубежную Церковь291. Еще один такой приход был в Берлине иодин в Голландии. Во главе парижского прихода стоял Владыка Вениамин Федченков,после этого он был в Америке, потом вернулся в Россию и кончил свою жизнь вПечорах. Я как-то пришел вечером. Храм не закрывался— красть было нечего.Церковь была подвальная, затем была лесенка, каменный коридор и две или трикельи. В одной из них жил Владыка Вениамин, в другой отец Афанасий, мойдуховный отец. Я вошел в этот коридор и вижу: Владыка Вениамин лежит накаменном полу, завернувшись в черную монашескую мантию. Увидев меня, он встал.Я говорю: «Владыка, что вы здесь делаете?» —«Да знаешь, я здесь ночую».—«А разве комнаты у вас нет?» —«Да, есть комната, но ты