Митрополит Сурожский Антоний. Труды

сострадании. Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать

выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его

воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших

сердцах (Рим8:26). И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы

отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше

общение с Премилосердным Господом; наша молитва, родившаяся из человеческой

трагедии, уносит нас в сердцевину Божественной тайны. Сначала мы остро сознаем

земное страдание, но по мере того как продолжается наша молитва, все явнеестановится присутствие Божие и наступает момент, когда мы теряем землю из виду,нас уносит в глубины Божии— в покой, безмолвие, мир, и здесь, всердцевине тайны любви, мы вновь встречаем тех, сострадание к которым коснулосьнашего сердца, кто погружен в Божественную любовь. И тогда Дух Божий, Дух любвипронизывает нас до конца и возвращает к сознанию тварного,— но теперь внем сплетается полная земная ответственность и все углубляющееся созерцаниеЖивого Бога, Бога любви.Это безмолвие приводит нас к встрече с Богом в покое, в простоте веры,встрече через то, что порой называют «молитвой просто взглядом», которую такпрекрасно выразил крестьянин из Арса. Его святой пастырь, «Арский кюре»спросил, что он часами делает, сидя в церкви, даже не перебирая четки. «Я гляжуна Него, Он глядит на меня, и нам так хорошо вместе»,— был ответ. Я смотрюна Него, Он смотрит на меня, и мы счастливы вместе. Но такая молитва безслов— не только молитва, но преображающая сила.Существует рассказ о том, как созерцательная молитва, просто взгляд,обращенный к Богу, сумел преобразить не только внутренне, но даже внешнеребенка, который отдался со всей непосредственностью такому созерцанию318.Пример Старца Силуана показывает нам, что молитва позволяет охватитьодновременно Бога и человека, человека и Бога. Как было сказано вначале,видение глубины вещей позволяет нам познать их реальность, реальнуюсущность— как нашего видимого ближнего, так и Незримого нашего Ближнего.Это приводит нас к последнему в исследовании этой встречи: встреча средичеловеческого сообщества. Человеческое сообщество предстает нам в двух оченьразличных аспектах. С одной стороны, это секулярное общество, весь окружающий насмир людей, неотъемлемой частью которого являемся и мы, с другой стороны—церковное общество, к которому мы тоже принадлежим. В светском обществеприсутствие христианина должно быть присутствием Христа. Это предполагаетполную самоотдачу. Основоположный акт домостроительства спасения—воплощение Слова Божия: действие, которым трансцендентный и свободный Богстановится одним из нас, солидаризируется с нами навсегда, навеки. Таков долженбыть и христианин. Разве Христос не сказал: как Меня послал Отец, так и Явас посылаю, и добавил: как овец среди волков (Ин20:21;Мф10:16). Он сказал нам, что мы должны быть в мире, но не от мира(Ин17:14—16). Это обязывает нас идти навстречу миру в его полноте,