Митрополит Сурожский Антоний. Труды

встречать каждого члена человеческого сообщества лично, но по-своему: перед

лицом Божиим, в Боге, и оценивать все по-новому, по примеру Бога, Который

пришел не судить мир, но спасти мир, Бога, Который так возлюбил мир, что отдал

Сына Своего Единородного для спасения мира. В Евангелии, при встрече Бога с

человеком происходит полная переоценка ценностей и суждений. Это не значит, что

добро и зло потеряли свое значение, но зло открывается нам как рана, как

болезнь, которая постигла нашего ближнего, нас самих. Мы можем ненавидеть зло,

без памяти любя ближнего, любя его ценой собственной жизни или смерти. Епископ,пострадавший в России, сказал, что для христианина умереть мучеником—преимущество, потому что только мученик сможет в день Суда встать перед Богом взащиту своих преследователей и сказать: «Господи, в Твое имя и по Твоемупримеру я их простил. Тебе больше нечего взыскать с них». Такая переоценкаобусловлена таинством Креста, тем, что невинный погиб за виновного. На Голгофемы видим три креста: двух разбойников и воплощенного Сына Божия. Разбойник,распятый слева от Господа, судит по человеческим меркам: если беззаконныйчеловеческий суд мог допустить преступное распятие Невинного, такой суд неимеет права называться справедливым, преступник может восстать против него,проклясть его, отвергнуть, отрицать. Он умирает бунтарем. Разбойник, распятыйсправа от Господа, видит, что человеческий суд в своей глубинной неправде можетосудить Невинного: тем более может он осудить виновного. Он принимает своестрадание и свое осуждение, потому что страдает и Невинный; он примиряется ивходит в рай (Лк23:40—43). С тех пор как Господь Иисус Христос претерпелСтрасти, с тех пор как Бог, пришедший в мир спасти грешников, имел видпреступника, мы не можем судить преступника так, как его судил древний мир, мыбольше не можем доверять безотчетно нашим чувствам и разуму.В свете Божием мы можем видеть и осуждать дурные поступки— и бытьготовыми отдать жизнь за того, кто их совершает. Когда мы становимся ихжертвой, мы получаем дополнительную власть, божественную власть простить вовремени и в вечности. Это означает, что молитва приводит нас в положение, вкотором главное— ежеминутная встреча с миром, ставшим чуждым Богу, и мыделаемся в буквальном смысле слова священнослужителями. Мы должныпринести в жертву наше собственное «я», мы— народ священный, призванныйвсе привести к святости. Когда мы видим зло, мы его осуждаем, но тот, ктотворит зло,— наш брат, и нам надлежит молиться, жить и умирать за него. Издесь встает тема молитвенного предстательства, которую мы рассмотрим чутьдальше.Откровение Бога во Христе происходит в среде церковной общины. Встреча вхристианском понимании, если она подлинна, обнимает одновременно всепространство этого видимого мира и его глубокое содержание, но также и Бога надэтим миром, во всей невидимой реальности того, что Его окружает и в Немсодержится; встреча должна быть в уровень всего сущего. К сожалению, неверующийслеп к незримому. Еще трагичнее то, что часто и христианин как будто слеп к