Митрополит Сурожский Антоний. Труды

что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилось

и мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положением

своего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Если

предпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощение

совпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, она

более ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.

Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящий

к психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молитьсянерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобожденияот страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это былиприемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Ониохватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мыдумаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какойто и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человекагораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко несоставляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждыйиз нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не естьпроявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека радитого, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что ОнСам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процесседостижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не поприроде, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этомтворческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностьюзависим от Него и вместе с тем странным образом независимы. Мы существуем,потому что Бог нас возжелал и вместе с тем потому что мы Богу не необходимы:Богу не было необходимости творить нас, чтобы Самому быть Богом. Мы, внекотором смысле, «лишние» Ему, Он— полнота и без нас, и поэтому у насесть своего рода независимость. Мы не являемся Его отражением, мы не являемсяЕго тенью, мы не являемся как бы уменьшенным выражением Его бытия. Мы стоимлицом к лицу с Богом, черпая свое бытие из Его воли и, однако, независимые отНего, потому что можем или принять, или отвергнуть и Его Самого, и все, что Оннам предлагает, любой Его дар. Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен,Он может все— кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любитьЕго, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, нис предначертанностью.Когда мы говорим, что Бог нас возжелал, потому что прежде существования мыуже возлюблены Им, мы этим определяем самые корни, самое основание, на котором