Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Диалог атеиста с христианином75

Марганита Ласки и митрополит Сурожский Антоний

М.Ласки: Вы верите в Бога и считаете, что это хорошо и

правильно. Я не верю в Бога и считаю, что это хорошо и правильно. И вы, и

я— люди не легкомысленные, серьезные, мы пришли к своему заключению так

вдумчиво, как только могли. Существует множество людей, подобных мне,

существует множество— вероятно, гораздо большее— подобных вам. Как

вы можете объяснить это основное различие?Митр.Антоний: По правде говоря, у меня нет объяснения, однакомне кажется, что слово «вера» создает ложное представление чего-топроизвольного, что мы вольны выбрать или нет. У меня очень прочно чувство, чтоя верю, потому что знаю, что Бог существует, и для меня загадка, как выухитряетесь этого не знать.М.Ласки: Это приводит меня к следующему вопросу, который яхотела вам задать,— вопросу о вере. Я знаю, что вера— одна изосновных христианских добродетелей, но мне она представляется скорее пороком, ия не могу понять, зачем она вам. Вы говорите: «Я знаю, что Бог есть», и на томили ином основании так говорят многие люди: потому ли, что опытно познали Бога,или потому, что видят присутствие Бога во вселенной. Но если вы знаете, вамне нужна вера. А если вы не знаете, то мне, как неверующему, подмена незнанияверой представляется отвержением самого основного свойства человека. По мне,когда не знаешь, следует стремиться к дальнейшему познанию или сказать «незнаю». Если вы знаете, что Бог есть, с чего бы веру считатьдобродетелью?Митр.Антоний: Тут, думаю, вопрос в том, как мы определяем веру.Я помню определение веры, которое вычитал в довольно остроумной богословской книге:вера— способность взрослых людей утверждать истинность чего-то, о чем ониточно знают, что оно не истинно.М.Ласки: Очень мило…Митр.Антоний: Если вера— это, боюсь, у меня такойверы нет. Я думаю, вера лучше определяется словами Послания к Евреям, где авторпишет, что вера есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Ударениена слове уверенность, невидимое же— это не просто воображаемое.Если говорить обо мне и о некоторых других людях, мы конечно же начали сабсолютно убедительного опыта, переживания. В какой-то момент этот опыт отошел,как случается с любым переживанием любви, радости, горя. Наступает момент,когда переживания уже нет, но осталась полная уверенность в нем. Вот тут иначинается вера. Но вера не означает доверчивость, она означает, чтосохраняется уверенность в чем-то, что не является нашим теперешним опытом ипереживанием.М.Ласки: Если вы употребляете слово «вера», это ведьподразумевает, что вы сохраняете веру перед лицом возможного сомнения. Но еслиу вас есть уверенность, места сомнению нет, так что извините, но я не вижу,зачем нужна вера,— разве не достаточно уверенности?Митр.Антоний: В каком-то отношении мы с вами в одном положении.У вас есть уверенность относительно небытия Бога, что в каком-то смыслеесть акт веры, потому что вы можете привести так же мало внешних доказательств,как и я.М.Ласки: Нельзя ли сказать, что есть фундаментальная разница в