Лекции по церковному праву

К ней принадлежат правосл. христиане, живущие в европейской части Турецкой империи и в Малой Азии. Во главе ее управления стоит Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх (носит титул Святейшества). "Будучи в церковном отношении вождем духовным народа, он является вместе с тем, в политическом отношении, органом верховной власти при осуществлении ее постановлений и мероприятий, касающихся мирских интересов в подведомственной ему христианской среде" (устав о патриар. выборах, гл. 1, ст. 8). При Патриархе находятся: Священный Синод и постоянный Народный (смешанный) Совет. Свящ. Синод состоит из 12 членов, в числе которых 4 постоянных члена (Митрополиты Ираклийский, Кизический, Никомидийский и Халкидонский.), прочие же - из епарх. архиереев, входящих в состав Синода по очереди, на определенный срок. Он заведует всеми духовными делами, а также благотворительными учреждениями и народными школами. Председательствует в нем сам Патриарх. Народный Совет есть церковно-гражданское учреждение, ведающее финансовой и церковно-хозяйственной частью патриархата, а также гражданской юрисдикцией в том объеме, в котором она предоставлена Патриарху турецким правительством. Совет состоит из 12 членов; в их числе - 4 архиерея, избранные Синодом из синодальных членов; прочие члены - светские лица, избираемые из жителей столицы представителями ее приходов, с участием Синода и народного Совета. Половина членов ежегодно обновляется. Председательствует Патриарх, или старший из архиереев. Печать Синода разбирается на 6 частей, каждая из которых находится у одного из постоянных его членов (ключ от них - у Патриарха); точно также, печать Народного совета делится на 3 части, из которых одна хранится у архиереев, а остальные у светских членов. При Патриархе состоят еще несколько должностных лиц (делящихся на пятерицы). Высшая из них (1-я пятерица): великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, великий хартофилакс, сакеллий. Не имея епископского сана, они считаются, однако, по своему должностному рангу выше епископов. Особое значение имеет Великий Логофет, избираемый Патриархом и Синодом из знатных греков и утверждаемый Портой. Через него Патриарх ведет официальные сношения с правительством; кроме того, Логофет скрепляет своей подписью решения Синода по назначению на архиерейские кафедры, готовит для этого грамоты, взымая за них определенные пошлины. Патриарх избирается особым собранием; оно созывается для выборов и составляется из членов Синода и постоянного Народного совета, из высших государственных православных сановников, из представителей гражданских чиновников, военного ведомства, свободных профессий (также православных), из делегатов от всех приходов столицы, из одного банкира, из депутатов от тех епархий патриархата, которые пользуются правом голоса в этом Собрании, и из представителя Князя острова Самос. В список кандидатов патриархия вносит имена тех лиц, которые сообщаются ей от всех епарх. архиереев (в запечатанных конвертах); светские члены Собрания представляют своих кандидатов для внесения в список закрытой баллотировкой. Порта, получив этот список, может вычеркнуть из него тех лиц, которые будут признаны ею ненадежными в политич. отношении, и в течение суток возвращает его. После этого Собрание (закрытой баллотировкой) избирает трех лиц, из которых члены Синода, в церкви, избирают Патриарха тайным голосованием. Синод совместно с Народным Советом может низложить Патриарха. Патриархи прочих частей Турецкой империи могут сноситься с правительством только через константинопольского Патриарха, и без его разрешения не могут прибыть в столицу.

Болгарская Церковь

Во время существования независимого Болгарского царства в нем было особое патриаршество (Сперва (в 10 в.). Доростольское или Предславское, потом Тырновское (XIII в.); с падением царства последнее было уничтожено, и Болгария в церк. отношении подчинялась константинопольскому Патриарху. В XIX веке, около 70-х годов, болгары отделились от Патриарха, за что и отлучены им от Церкви, по постановлению Константинопольского Собора в 1872 г. (осудившего племенное деление в Церкви, приемлющих оное и основывающих на нем племенные сборища, т.е. церковные. Предложение Патриарха созвать по этому поводу вселенский Собор было отклонено русским Св. Синодом). Однако болгары получили от Султана утверждение их церковной самостоятельности, с тем, чтобы Патриарх признавался их высшим духовным главой в вероисповедальных делах. Болгарская Церковь управляется свящ. Синодом и Экзархом.

Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская Церкви

Число членов этих Церквей незначительно (около 30 тысяч во всех вместе). Управляются они также Патриархами при содействии состоящих при них Синодов (из местных архиереев и должностных лиц при Патриархе). Округ александрийского Патриарха - Египет, а местопребывания - г. Каир. Патриарху "великого града Божия Антиохии и всего Востока" принадлежит Сирия, Месопотамия и Аравия; пребывает он в г. Дамаске. Наименьший округ - Патриарха "св. града Иерусалима и всей Обетованной Земли". Все они титулуются "Блаженнейшими" (к титулу александрийского Патриарха присоединяется еще и почетное звание "Судья вселенной"). Примеч. Почти все епарх. архиереи патриархатов носят титул митрополитов.

Церковь в Эллинском Королевстве

Королевское правительство и единогласное решение епископов в Элладе объявило Эллинскую Церковь независимой от константинопольского Патриарха в 1833 г., вскоре после освобождения страны от Турок; но Патриарх протестовал против этого и даже прервал с ней общение, и только в 1850 г. был вынужден признать ее автокефальность. Высшая церковная власть в Эллинской Церкви есть Священный Синод (в Афинах) под председательством Афинского Митрополита, состоящий из пяти членов - архиереев, которые поочередно вводятся в него на определенный срок. При Синоде есть королевский чиновник - Эпитроп; он подчинен Министру исповеданий, является представителем государственной власти в Синоде и скрепляет своей подписью Синодальные акты, без чего они не действительны. Синодская Канцелярия состоит из лиц, принадлежащих клиру, исключая пристава. Дела, подлежащие ведению Синода, делятся на внутренние (чисто духовные) и внешние (имеющие отношение к гражданскому обществу). Первые исполняются Синодом независимо от утверждения их светским правительством; последние же требуют разрешения и утверждения королевской власти. Решаются дела большинством голосов. При епарх. архиереях учреждены духовные Дикастерии, члены которых есть должностные лица при архиерее (эконом, хартофилакс, протэкдик и проч.). Примечание. В королевстве насчитывается 40 епархий.

Церковь в Сербском КоролевствеНачало ее самостоятельности относится к концу XII века; первым ее архиепископом был св. Савва (сын царя Стефана Немани, основателя сербского царства). Ее автокефальность была признана константиноп. Патриархом. В XIV веке (при царе Стефане Душане) она стала патриархатом, под названием ипекского (по имени монастыря, где жил Патриарх). В XVIII веке (1766 г.) Сербская Церковь утратила независимость и была присоединена к константинопольскому патриархату (причем все архиереи из сербов были удалены с их кафедр). Ее независимость была восстановлена только в 1862 г., вместе с образованием Сербского Княжества. Высшее управление ею принадлежит митрополиту Сербскому (архиепископу Белградскому) и архиерейскому Собору. При епарх. архиереях учреждены Консистории из духовных лиц. Для принятия апелляций на епарх. суды существует Великий Дух. Суд из председателя - архиерея, архимандрита и по одному архипресвитеру (протоиерею) от каждой епархии, избираемых на 3 года.Церкви в Австро-ВенгрииВ этих Церквах управление одинаково. Высшая власть в духовных делах (учения, богослужения, духовного суда) принадлежит Собору, созываемому раз в год из архиереев или уполномоченных ими, и митрополиту. Митр. Карловичский иногда жалуется от Императора титулом патриарха, без присвоения патриаршей власти. Для решения вопросов и всех дел церковного управления, за исключением чисто духовных (подлежащих ведению архиерейского Собора), раз в три года собирается национальный Конгресс (на 6 недель) из всех епископов, из депутатов от духовенства всех епархий и от народа (Число депутатов от мирян вдвое больше числа депутатов от духовенства), под председательством митрополита. При заседаниях Конгресса присутствует Комиссар от австрийского правительства. Конгресс избирает митрополита, решает вопросы о пределах административных округов, и приходов, об учреждении или закрытии монастырей, об организации церковно-правительственных учреждений и училищ, издает постановления, касающиеся церковного имущества и хозяйства, и контролирует их. Местное церковное управление устроено по общему образцу. В епархиях оно осуществляется через Консистории (из духовных лиц под председательством архиерея) и через епархиальные Собрания, состоящие из духовных и светских выборных представителей от каждого протоиерейского (благочинного) округа. Также и в каждом приходе церковно-хозяйственными делами заведует общинный приходской Комитет из выборных от прихода.Церковь в Румынском КоролевствеПолучив политическую независимость, Румыния объявила себя и в церковном отношении независимой от константинопольского Патриарха (1882 г.). После безуспешных протестов, Патриарх и его Синод признал (в 1885 г.) ее автокефальность. Управляется она Свящ. Синодом, под председательством Митрополита.Церкви в Черногории, на Синае и на о. Кипр