ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 96 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 97

и развития своего, необходимо должна пройти поприще испытания, встретить и преодолеть различные

искушения, чтобы утвердиться в добре и отвержении

от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая

испытаний, искушений, само собой по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру

не имело бы высокого нравст венного достоинства.

Как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительнее перед нечистыми чувственными влечениями к

удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно. «Как кормчего корабля – буря; борца – поприще; воина – сражение; великодушного – бедствие, так христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее колеблются ветрами, так и добродетель наша более укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои немощи, свое ничтожество, таким образом, научаемся смирению, без которого невозможно угождение Богу и спасение. При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее исправляем помощь от Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более бываем благодарны Богу и больше располагаемся к люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным, и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, мы приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать немощи немощных. Кто не был искушаем, тот не искусен ни в чем (Сир. 34: 10)... Чем больше искушений кто преодолевает, тому тем больше венцов славы в награду дано будет. Сколько нападений искушений, столько же венцов готовится терпящему. Ибо это суть залоги у Праведного Судии. Без искушений человек легко мог бы впасть в нерадение, при котором он сам себе сделался бы врагом; нерадение и недеятельность вовсе расслабили бы его душевные силы и он малопомалу совсем погрузился бы в чувственность; искушения пробуждают его от беспечности, поневоле заставляют быть внимательнее к себе, строже бдеть на страже своего спасения, по страху поражения от врагов и погибели. Искушение полезно всякому человеку. Ибо если полезно было искушение апостолу Павлу (2 Кор. 12: 7), то да заградятся всякие уста... Как скоро Бог увидит, что в помысле человека начало появляться несколько сомнения и стал он высоко думать о себе, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь, не бежит и не емлется в смирении за Бога. Этим приходит человек в меру мужа, совершенного верой и упованием на Сына Божия, и возвышается до любви. Ибо чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он