«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 96 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 97
и развития своего, необходимо должна пройти поприще испытания, встретить и преодолеть различные
искушения, чтобы утвердиться в добре и отвержении
от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая
испытаний, искушений, само собой по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру
не имело бы высокого нравст венного достоинства.
Как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительнее перед нечистыми чувственными влечениями к
удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно.
«Как кормчего корабля – буря; борца – поприще;
воина – сражение; великодушного – бедствие, так
христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более
укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже
пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее
колеблются ветрами, так и добродетель наша более
укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои
немощи, свое ничтожество, таким образом, научаемся
смирению, без которого невозможно угождение Богу
и спасение. При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее исправляем помощь от
Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более
бываем благодарны Богу и больше располагаемся к
люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным, и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, мы приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать
немощи немощных. Кто не был искушаем, тот не
искусен ни в чем (Сир. 34: 10)... Чем больше искушений кто преодолевает, тому тем больше венцов славы
в награду дано будет. Сколько нападений искушений, столько же венцов готовится терпящему. Ибо это суть
залоги у Праведного Судии. Без искушений человек
легко мог бы впасть в нерадение, при котором он сам
себе сделался бы врагом; нерадение и недеятельность
вовсе расслабили бы его душевные силы и он малопомалу совсем погрузился бы в чувственность; искушения пробуждают его от беспечности, поневоле заставляют быть внимательнее к себе, строже бдеть на