имѣетъ силу, когда дѣйствительно нѣтъ въ храмѣ ни одного прихожанина, но если есть одинъ

или нѣсколько, то уже пастырь, зная съ одной стороны, что радость бываетъ великая на.

небесахъ по поводу обращенія и одного грѣшника, а съ другой—что слово жизни, слышанное

однимъ, чрезъ этого одного можетъ быть передано многимъ, имѣетъ всѣ побужденія сказать-

хоть нѣсколько словъ назиданія и одиому или нѣсколькимъ прихожанамъ.

в) То возраженіе, что частая проповѣдь многимъ не нравится, уже потому не имѣетъ

значенія, что еслибы слѣдовать этому сужденію „нѣкоторыхъ", то нужно было-бы уничтожить,

и все христіанское ученіе, которое никогда не нравилоіь большинству людей, преданныхъ служенію плоти, міру и діаволу. Правда, сухія, безжизненныя, отвлеченныя и непомѣрна длинныя проповѣди едва ли могутъ кому нравиться. Ио мы здѣсь говоримъ не о такихъ проповѣдяхъ, а о краткихъ, на произнесеніе коихъ вполнѣ довольно пяти—много десяти минутъ времени, о поученіяхъ живыхъ, наглядныхъ, общедоступныхъ и произносимыхъ, по возможности устно, чему и долженъ содѣйствовать по мѣрѣ нашего слабаго разумѣнія и слабыхъ силъ издающійся нынѣ Полный годичный кругъ краткихъ поученій примѣнительно къ жи- тіямъ святыхъ и праздникамъ, составленный къ тому же преимущественно по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ. г) Высказываемыя нѣкоторыми возраженія относительно трудности часто проповѣдывать опровергаются тѣмъ, что при наличности готовыхъ пособій къ проповѣдничеству и готовыхъ поученій не представляется большого труда посвятить нѣсколько минутъ на внимательное изученіе одного краткаго готоваго поученія, которое за тѣмъ и можно произнести съ церковнаго амвона. Кромѣ того если у иного проповѣдника нѣтъ времени на изученіе краткаго поученія съ цѣлію устно его произнести, то живое, убѣжденное, отъ души и сердца, простое чтеніе его предъ слушателями не останется безъ великой нравственной пользы для нихъ. Такимъ образомъ при сознаніи всей важности долга церковнаго учительства не будетъ существовать никакихъ препятствій къ постоянной проповѣди. Пр е д и с л о в і е . Г вѣди, понимаемой не въ строгомъ смыслѣ „живого14 церковнаго слова, „импрови- заціи“, а въ смыслѣ устнаго произношенія готоваго поученія, приноровленнаго къ такому произношенію, — въ третьихъ — пособіемъ для составленія словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и т. под. видовъ церковной проповѣди,—въ четверт. пособіемъ для веденія внѣбогослужебныхъ собесѣд. съ народомъ,— въ пятыхъ—книгою для назидат. чтенія на каждый „день христіанина11. Скажемъ о каждомъ назначеніи нашей книги въ частности. I. Что настоятельная потребность въ усиленной церковной проповѣди, а слѣдовательно и въ соотвѣтственномъ сей потребности полномъ сборникѣ церковныхъ поученій существуетъ въ настоящее время, это можно видѣть изъ распоряженія Св. Сѵнода о введеніи повсемѣстныхъ собесѣдованій о предметахъ вѣры и нравственности и изъ отзывовъ духовной періодической печати, которая чутко слѣдитъ за духовными потребностями современнаго общества. Приведемъ относящееся сюда опредѣленіе Св. Сѵнода. „Нынѣ при усилившейся всюду потребности въ просвѣщеніи ума и сердца, при умноженіи