.ложныхъ ученій и самочинныхъ учителей, отвращающихъ юныя души отъ

послушанія вѣры,—настоитъ великая нужда церковнаго наставленія для православнаго

народа, и доколѣ есть невѣдущіе, заблуждающіе, должны быть и

наставники. Апостолы святые указали намъ, кто эти наставники, обязанные

просвѣщать народъ, кто сіи лица, отвѣтственныя за его невѣжество. Правило

апостольское 58 гласитъ: „епископъ, или пресвитеръ, не радящій о

причтѣ и о людехъ, и не учащій ихъ благочестію, да будетъ отлученъ11. Но

чтобы предстоятели епархій и мѣстныхъ церквей могли съ чистою совѣстію внимать сей угрозѣ суда церковнаго, соборъ вселенскій YI постановилъ так- же руководящее правило (19): „предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клиръ и народъ словесамъ благочестія, избирая изъ божественнаго писанія разумѣнія и разсужденія истины, и не преступая положенныхъ уже предѣловъ и преданія Богоносныхъ отецъ: и аще будетъ изслѣдуемо слово писанія, то не инако да изъясняютъ оное, развѣ пакъ изложили свѣтила и учители церквиа . По силѣ сего правила поученія къ народу должны быть постоянныя, повседневныя, особенно же въ праздничные и воскресные дни, потому что законъ божественный въ эти дни предоставляетъ свободу отъ будничныхъ занятій и работъ. Обучать народъ должны предстоятели, которые суть: въ цѣлой епархіи архіерей, а подъ нимъ въ каждомъ храмѣ и пресвитеры. Полянку епископъ не можетъ самъ лично преподавать ученіе всегда и всюду въ епархіи, то онъ и раздѣляетъ обязанность учительства съ подчиненными ему пресвитерами, которые „учатъ не самовольно, а съ дозволенія епископа11 (Вальсам. толк. на апост. пр. стр. 119) и по повелѣнію его, для чего и заповѣдуется въ ставленной граматѣ каждому пресвитеру: „вседушно при- лежати чтенію писаній, и не инако сіе толковати, но якоже отцы наши истолковали, и тако врученные ему люди учити“ . Предметъ ученія составляютъ истины вѣры и правила нравственности, вообще „словеса благочестія'1. Сбои разъясненія и сужденія пастырь долженъ основывать на свящ. ■писаніи и ученіи св. Отцевъ, и самое писаніе гізъяснятъ по ихъ руководству и толкованію, .„бабы не уклонитися отъ подобающаго“ (19 прав. YI всел. ■соб.). Въ семъ примѣръ позднѣйшимъ пастырямъ показали древніе ихъ пред- ТІ П р е д и с л о в і е . шественники, которые поучали вѣрующихъ, послѣдующе богоглаголивому ученію отецъ и преданію каѳолическія церкви (Кн. прав. догмат. VI всел. соб.). (Смотр. Церк. Вѣд. изд. при Св. Сѵнодѣ за 1890 г. № 26). Въ дальнѣйшихъ наставленіяхъ Св. Сѵнодъ требуетъ, чтобы а ) бесѣды не излагались въ видѣ отвлеченныхъ разсужденій, б) чтобы вѣроучительная часть была сопровождаела нравственною и в) чтобы, обличая пороки и возбуждая къ добродѣтели, указывать на примѣры людей добрыхъ и Богу угодившихъ. Ботъ и отзывъ духовной періодической печати и современной потребности