Духовная жизнь начинается с покаяния

Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), поскольку не здоровые нуждаются во враче, а больные (Мф. 9, 12). А когда человек не признает себя больным, но считает, что вполне здоров, он и Евангелие не сумеет правильно прочитать или воспримет только мертвую букву, что, собственно, и происходит с еретиками, которые о покаянии говорят, но покаяния не приносят. У протестантов, вообще, покаяние - нечто второстепенное. Они говорят: "Веруй и спасешься".

Но вера ценна настолько, насколько человек становится рабом Божиим и начинает жить согласно воле Божией и заповедям. Многие называют себя верующими, однако их вера мертва, поскольку нет дел веры, покаяния, милосердия, нет молитвы, нет делания евангельских заповедей, нет даже стремления изучить Евангелие. Я встречал многих, которые называют себя верующими, но на вопрос: "Читали ли вы Евангелие?" - отвечают:"Нет, это скучно, неинтересно".

Мало просто признавать то, что есть Бог, ведь Господь предупредил, что, когда на Страшном Суде многие Ему будут говорить: Господи, Господи, не Твоим ли именем мы творили чудеса? - Он ответит им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22 - 23). Нужно исполнять волю Божию, Его заповеди, а для этого нужно их изучать и знать.

- Отец Сергий, а почему покаяние особенно важно в молитвенном делании и почему существует такая тесная связь между покаянием и молитвой?

- Как мы уже говорили, настоящая, непрелестная молитва - только та, которая исходит из смиренного сердца, то есть из сердца человека, сознающего свою греховность, плачущего о своей погибели, о своей отдаленности от небесного царства. Настоящая молитва - это молитва мытаря, поэтому покаяние теснейшим образом связано с молитвой, учит ей, а молитва в свою очередь умножает покаяние. А чтобы сердце смирилось перед Богом, восплакало пред Ним в молитве, опять-таки необходимо сознание своей греховности. Покаяние и молитва взаимосвязаны. Даже благодарственная молитва - это молитва падшего творения к Богу-Благодетелю, Который его не забывает.

- Дьявол восстает против любого доброго дела, против любой попытки исполнить заповедь. Наверное, он восстает и против покаяния?

- Несомненно. И поскольку покаяние, наверное, самое спасительное делание, то прежде всего, дьявол восстает против него. Как? Для того, чтобы приносить покаяние, необходима внимательная жизнь, удаление от того, что рассеивает, от развлечений, от всего пустого и суетного. Поэтому дьявол старается человека рассеять, отвлечь, запутать, предлагает ему все, что угодно, - различные великие несбыточные дела, якобы во славу Божию, во славу Церкви, якобы для ближних, искушает его богатством, славой, почестями, наслаждениями и т. д. Известно высказывание преподобного Нила Синайского: когда дьявол видит, что человек встает на молитву, он готов принести ему все сокровища мира, только для того, чтобы человек ушел с молитвы. Такова злоба и зависть дьявола.

- Покаяние - это делание сокровенное, внутреннее, внешне его не видно, то есть другие не могут судить, является ли то или иное дело человека проявлением его покаяния, только Господь может это видеть. Как разобраться самому человеку, угодна ли его духовная работа Богу? Может быть, ему кажется, что он приносит покаяние, а на самом деле это вовсе не так?- Действительно, можно ошибиться в чем угодно. Поэтому лучше сомневаться во всем, что бы мы ни делали: правильно ли это, богоугодно ли, - то есть всегда во всем видеть свое несовершенство, никогда не признавать ни своего покаяния, ни своей молитвы, ни своих добрых дел, ни своей милостыни чем-то важным.Настоящее покаяние учит смирению; за покаяние прощаются грехи, оно доставляет душевный мир, поэтому тот, кто приносит истинное покаяние, пребывает в мирном устроении души. Он помнит о своих грехах, но смиренно надеется на милость Божию, умножая ревность в благочестивых трудах.Я затруднюсь дать какой-то точный критерий покаянного жительства. Думаю, что каждому надо спрашивать у своего духовника, правильно ли он живет. Задавать вопрос: "Достаточно ли я каюсь", - наверное, не стоит. Мы всегда каемся недостаточно. Даже Святые Отцы, которые проводили жестокое жительство в пустыне, считали себя во всем непотребными, никогда не признавали своего покаяния истинным, а думали, что они только рабы неключимые, т. е. ничего не стоющие, делают то, что должны делать (Лк. 17,10), и делают плохо. Что же говорить о нас, живущих среди мира в больших городах. Всегда нужно считать, что мы очень плохо представляем себе настоящее покаяние и очень поверхностно каемся. И, может быть, из осознания своей неключимости потихонечку что-нибудь начнет в нас исправляться.- Делание покаяния тесно связано с подвигом послушания. И послушание для нас может быть критерием того, угодны ли Богу наши труды. Ведь, если человек делает что-то по благословению, советуется со своим духовником, это в какой-то степени может служить гарантией правильной духовной жизни. А если человек не имеет духовника, если он еще не начал с кем-то советоваться, в чем должны выражаться его покаянные труды?- Покаянные труды должны выражаться прежде всего в борьбе с грехом. Повторю, недостаточно только осознать грех. Некоторые считают, что сходить на исповедь - значит уже покаяться. Нет, это только начало покаяния: на исповеди человек рассказывает то, что увидел в своей душе плохого, а сколько он еще не видит! Если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма (Мф. 6, 23), - говорит Евангелие. Потом нужно вступить в борьбу с грехом, в тяжелую, кровавую борьбу, и с Божией помощью постараться выйти победителем из этой борьбы. Человеку, живущему самочинно, без духовника, намного труднее, потому что в одиночку легче заблудиться, впасть в прелесть и свои труды, которые вовсе не являются покаянными, принять за покаянные.Думаю, что человек, правильно живущий, правильно приносящий покаяние, правильно развивающийся в духовном отношении, рано или поздно должен осознать необходимость духовного руководства и постараться найти себе духовника. Вот тогда его покаянный труд, его духовная жизнь перейдут совершенно в другую стадию.