Духовная жизнь начинается с покаяния

- Батюшка, но если человек все-таки будет читать "Добротолюбие", то с чего лучше начать? Там ведь есть, наверное, какие-то главы и о деятельной жизни?

- Я бы советовал читать "Добротолюбие" в русском переводе, сделанном святителем Феофаном. Можно просмотреть второй том: там говорится о добродетелях, о страстях; можно также порекомендовать четвертый том, в котором собраны поучения преподобного Феодора Студита: он пишет для монашествующих, но любой православный человек, думаю, может извлечь оттуда для себя полезные уроки. А, например, пятый том предназначен уже для настоящих делателей молитвы Иисусовой - исихастов. Мне кажется, для нас будет преждевременным брать его в руки.

- Как Вы посоветуете мирянину читать "Лествицу"? И можно ли самому, не имея опытного духовного руководителя, каким-то образом пытаться восходить по описанным ступеням?

- "Лествицу" нужно читать всем: и мирянам, и монашествующим. Об этом говорит, в частности, и то, что одно из воскресений Великого поста посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника. И по уставу за богослужением положено читать отрывки из "Лествицы", Пролога, творений некоторых Отцов Церкви, написанных первоначально для монахов. Но советы, данные там, изъяснение евангельских заповедей полезны всем: и мирянам, и монашествующим, - всем, кто желает спастись.

Преподобный Макарий Оптинский говорил, что "Лествица" святого Иоанна, а также "Поучения" аввы Дорофея должны быть настольными книгами для любого православного христианина, их нужно перечитывать каждые три года. И сам он так делал.

"Лествица" была написана монахом и для монахов, но закономерности духовной жизни одинаковы для всех, и никакого греха не будет мирскому человеку прочитать эту книгу, узнать способы борьбы со страстями, открыть для себя духовные истины, которые можно применить в своей духовной жизни. Главное, при чтении ее - исходить из того, что мы - никто, не взошли даже на первую ступеньку. Дай Бог когда-нибудь хотя бы мысленно, хотя бы символически взойти на нее. Этого уже будет достаточно.

Первая ступенька - это отречение от мира, когда человек, может быть, и не дав монашеских обетов и оставаясь связанным семейными узами, осознает пагубность мира и необходимость жить ради Бога. Оставаясь в миру и продолжая исполнять свои обязанности по отношению к близким, он не забывает и о своих обязанностях по отношению к Богу: о посещении храма, молитвенном правиле, соблюдении постов, о борьбе со страстями и о делании евангельских заповедей.

Сейчас мало тех, кто осилил первую ступеньку. Ведь что значит взойти на какую-нибудь ступеньку? Это значит в совершенстве достигнуть той добродетели, которая ей соответствует. Но совершенное отречение от мира, совершенное целомудрие, совершенное рассуждение, совершенное послушание и т. д. - это дела святых людей, а их всегда было очень мало, тем более сейчас.- Сейчас выходит много писем святых и подвижников благочестия. Как мы можем научаться из них духовной жизни, если они чаще всего были написаны в ответ на конкретные вопросы конкретным лицам, и могут противоречить друг другу?- Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что многие писания еще древних Отцов представляют собой именно частные письма. Послания апостольские - это тоже письма, написанные определенным группам христиан. И "Лествица" была написана преподобным Иоанном Лествичником по просьбе игумена, который задал ему конкретные вопросы. Творения преподобного Исидора Пелусиота, современника святителя Иоанна Златоуста (кстати, у нас в издательстве вышел его двухтомник) состоят из писем к разным лицам: мирянам и монашествующим, епископам и священникам, - в них разбирается множество частных вопросов. Однако они вошли в "Добротолюбие", просуществовали более полутора тысячи лет, и люди читают их и назидаются. В обширном духовном наследии прп. Нила Синайского письма также занимают большое место (они тоже выходили в нашем издательстве).Духовный опыт святого человека - это уже опыт Церкви, и его пример разрешения каких-то частных вопросов весьма важен и вполне может быть использован другими людьми.С другой стороны, святитель Игнатий говорит, что духовная литература подобна аптеке: человек неискушенный, не разбирающийся в лекарствах может выбрать то лекарство, которое для него окажется ядом. Необходимо иметь рас-суждение, а для этого нужен духовник, который поможет правильно выбрать книгу. По словам игумена Никона (Воробьева), дело современного духовника - помочь своему духовному чаду выбрать правильный ответ на вопрос из отеческих писаний.Итак, письма публиковались всегда, это было в традиции Церкви, начиная с апостольских времен, и на это была Божия воля. Сегодня вышли замечательные письма Оптинских старцев, игумена Никона (Воробьева), святителя Феофана Затворника, которые были изданы им самим, святителя Игнатия (Брянчанинова), который, кстати, запретил их публиковать, запретил по смирению, но была воля Божия их издать. Это замечательные, потрясающие письма, в них содержатся такие духовные перлы, которые, я думаю, не одного человека привели к вере и обратили на путь покаяния. (Кстати, в нашем издательстве была выпущена прежде неопубликованная переписка свт. Игнатия с оптинскими старцами - под названием "Странствие ко вратам вечности").Нам нужно быть благодарными Господу за то, что эти письма доходят до нас. Это очень полезное чтение. Писал человек 100 - 200 лет назад письмо другому человеку, а теперь это письмо читают десятки тысяч других людей, назидаются, получают пользу. Господь хочет, чтобы этот духовный опыт получил не только один, но и многие, поэтому они и доходят до нас.