Беседы о вере и Церкви

менялось на протяжении веков; может быть, не в

основном, но в том смысле, что одно время делался

упор на одно, а в другие времена — на другое? Вы

сказали, что подозрительное отношение к плоти

характерно для более позднего периода

христианства, то есть для средних веков; теперь

от этой установки отказались, и плоть и дух снова

рассматриваются как равные?Митрополит Антоний:Видите ли, сказать, что теперь от такой установкиотказались, конечно, было бы немножкооптимистично; но основная, первичная верахристианской Церкви, библейской традиции сейчаспереживается и осмысливается с новой глубиной исилой.Анатолий Максимович: Яотметил Ваше слово "оптимистично". Но всвязи с Воскресением Христа — все-таки я Вамдолжен сказать совершенно откровенно, что сточки зрения неверующего человека, который вовсене относится враждебно к религии, напрашиваетсяследующий вывод: что этот догмат былсформулирован для того, чтобы отличить Христа отобыкновенных людей, и для того, чтобы побудитьобыкновенных людей уверовать в Его Божественнуюприроду; другими словами, пользуясь современнымтермином, этот догмат был сформулирован дляпропагандистских целей. Я могу Вам пояснить. Еслибыло бы просто сказано, что Христа надо считатьБогом в силу Его этического учения, в силу тойжертвы, которую Он принес, то одни поверили быэтому, а другие — нет. И вот для того, чтобы убедить в этомбольшее число людей, нужна была ссылка накакое-то сверхъестественное событие — ибо отБога многие ждут чуда.Митрополит Антоний: Ядумаю, что это исторически неправильно; я думаю,что христианская вера началась с момента, когда укаких-то людей — у апостолов, у несколькихженщин, которые пришли ко гробу Спасителя послеЕго распятия и смерти, у все увеличивающегосяколичества людей — был непосредственный опыт, тоесть реальный опыт того, что Тот, Кого они виделив руках Его врагов,Тот, Кого они видели умирающим на кресте илежащим во гробе — ЖИВ, среди них. Это не позднийдогмат, это одна из первых вещей, о которыхговорит Евангелие; это основной мотив, основнаятема евангельской проповеди: что Христос жив, и разОн жив, все остальное делается достоверным,правдоподобным; Он, значит, действительно то, чтоОн о Себе говорил и что они о Нем думали. Я думаю,что как раз наоборот: это не довод, которыйпозднее был выдуман или приведен сознанию людейдля достижения пропагандистских целей, это —первичная вера, без этого ученики просторазбежались бы, как разбитое войско, какразогнанное стадо, и были бы уже окончательноуничтожены.Анатолий Максимович:Естественная реакция, другими словами?Митрополит Антоний:Что значит "естественная реакция"? Я Вас непонял.Анатолий Максимович:Другими словами, тот факт, что после смертиХриста Его ученики почувствовали, что Он жив,было естественной реакцией на Его смерть ?Митрополит Антоний:Это не то что "естественная реакция";