Беседы о вере и Церкви

реакция — это было бы внутреннее переживание. То,

о чем здесь идет речь, это целый ряд физических

явлений: скажем, жены мироносицы видели и

физически, руками своими трогали живое тело

воскресшего Христа; апостолы, когда Христос

явился среди них, были так же изумлены и

недоверчивы, как Вы сейчас; но Христос им сказал:

не бойтесь, Я — не дух, не привидение, упривидения нет плоти и костей, как у Меня; дайтемне что-нибудь съесть... И перед ними ел (Лк.24,36-43).Апостол Фома был приглашен коснуться Его (Ин.20,27). В концеевангельского рассказа евангелисты настойчивоговорят о том, что раз за разом им пришлосьобнаружить факт, что умерший несколько дней дотого Христос — жив во плоти, физически среди них.И это их удивляло не меньше, чем современногочеловека.Анатолий Максимович:Но почему Вы говорите, что без этого ученикиразбежались бы, оказались бы разогнанными? Развеэтического учения Христа не было достаточно длятого, чтобы сплотить их?Митрополит Антоний:Мне кажется, что центр всего Евангелия не вэтическом учении.Анатолий Максимович:Не может быть!Митрополит Антоний:Этическое учение — производное и почтивторостепенное для меня. Мне кажется, что дляхристианина абсолютный центр Евангелия —историческая личность Христа, Который был и Бог,и человек, и если это изъять, то учение Христаявляется одним из учений, которое можновоспринимать в большей или меньшей мере. Ученики,может быть, и остались бы вместе как этическаягруппа, но никогда бы не вышли на проповедь оХристе. Апостол Павел говорит, что вся егопроповедь заключается в проповеди о Христераспятом и воскресшем, что если не воскресХристос, то Его ученики — самые несчастные излюдей, потому что они строят свое мировоззрение ижизнь на фантазии, на галлюцинации, на лжи (1 Кор.,гл. 15).Анатолий Максимович:Почему же на галлюцинации и на лжи? — строят наопределенных этических принципах. Ведь это —принципы, которые явно стоило проповедовать.Неужели Вы можете себе представить, что если быне было этих этических принципов, тохристианство получило бы такое распространение,которое оно получило на самом деле?Митрополит Антоний: Ядумаю, что нет. Я думаю, что на этическихпринципах христианство получило бы, может быть,даже большее, но другого рода распространение,что центр христианства не только и не столько вэтих этических принципах, сколько в историческомсобытии, которое ставит мир в совершенно новоесоотношение с Богом, заставляет нас совершеннопересмотреть и природу и масштаб человека, иприроду и Личность Самого Бога, и дажематериальный наш мир. Потому что если этотматериальный мир оказался способным вместитьСамого Бога, если какая-то частица, физическаячастица этого мира могла соединиться с СамимБогом и в этом не сгореть, не быть разрушенной, аостаться неприкосновенной, — то, действительно,и материя разверзается в наших глазах всовершенно небывалые масштабы. Почему я и говорю,