Беседы о вере и Церкви

следующий вывод: что этот догмат был

сформулирован для того, чтобы отличить Христа от

обыкновенных людей, и для того, чтобы побудить

обыкновенных людей уверовать в Его Божественную

природу; другими словами, пользуясь современным

термином, этот догмат был сформулирован для

пропагандистских целей. Я могу Вам пояснить. Если

было бы просто сказано, что Христа надо считатьБогом в силу Его этического учения, в силу тойжертвы, которую Он принес, то одни поверили быэтому, а другие — нет. И вот для того, чтобы убедить в этомбольшее число людей, нужна была ссылка накакое-то сверхъестественное событие — ибо отБога многие ждут чуда.Митрополит Антоний: Ядумаю, что это исторически неправильно; я думаю,что христианская вера началась с момента, когда укаких-то людей — у апостолов, у несколькихженщин, которые пришли ко гробу Спасителя послеЕго распятия и смерти, у все увеличивающегосяколичества людей — был непосредственный опыт, тоесть реальный опыт того, что Тот, Кого они виделив руках Его врагов,Тот, Кого они видели умирающим на кресте илежащим во гробе — ЖИВ, среди них. Это не позднийдогмат, это одна из первых вещей, о которыхговорит Евангелие; это основной мотив, основнаятема евангельской проповеди: что Христос жив, и разОн жив, все остальное делается достоверным,правдоподобным; Он, значит, действительно то, чтоОн о Себе говорил и что они о Нем думали. Я думаю,что как раз наоборот: это не довод, которыйпозднее был выдуман или приведен сознанию людейдля достижения пропагандистских целей, это —первичная вера, без этого ученики просторазбежались бы, как разбитое войско, какразогнанное стадо, и были бы уже окончательноуничтожены.Анатолий Максимович:Естественная реакция, другими словами?Митрополит Антоний:Что значит "естественная реакция"? Я Вас непонял.Анатолий Максимович:Другими словами, тот факт, что после смертиХриста Его ученики почувствовали, что Он жив,было естественной реакцией на Его смерть ?Митрополит Антоний:Это не то что "естественная реакция";реакция — это было бы внутреннее переживание. То,о чем здесь идет речь, это целый ряд физическихявлений: скажем, жены мироносицы видели ифизически, руками своими трогали живое теловоскресшего Христа; апостолы, когда Христосявился среди них, были так же изумлены инедоверчивы, как Вы сейчас; но Христос им сказал:не бойтесь, Я — не дух, не привидение, упривидения нет плоти и костей, как у Меня; дайтемне что-нибудь съесть... И перед ними ел (Лк.24,36-43).Апостол Фома был приглашен коснуться Его (Ин.20,27). В концеевангельского рассказа евангелисты настойчивоговорят о том, что раз за разом им пришлосьобнаружить факт, что умерший несколько дней дотого Христос — жив во плоти, физически среди них.И это их удивляло не меньше, чем современногочеловека.Анатолий Максимович:Но почему Вы говорите, что без этого ученикиразбежались бы, оказались бы разогнанными? Развеэтического учения Христа не было достаточно для