Беседы о вере и Церкви

того, чтобы сплотить их?

Митрополит Антоний:

Мне кажется, что центр всего Евангелия не в

этическом учении.

Анатолий Максимович:

Не может быть!

Митрополит Антоний:

Этическое учение — производное и почтивторостепенное для меня. Мне кажется, что дляхристианина абсолютный центр Евангелия —историческая личность Христа, Который был и Бог,и человек, и если это изъять, то учение Христаявляется одним из учений, которое можновоспринимать в большей или меньшей мере. Ученики,может быть, и остались бы вместе как этическаягруппа, но никогда бы не вышли на проповедь оХристе. Апостол Павел говорит, что вся егопроповедь заключается в проповеди о Христераспятом и воскресшем, что если не воскресХристос, то Его ученики — самые несчастные излюдей, потому что они строят свое мировоззрение ижизнь на фантазии, на галлюцинации, на лжи (1 Кор.,гл. 15).Анатолий Максимович:Почему же на галлюцинации и на лжи? — строят наопределенных этических принципах. Ведь это —принципы, которые явно стоило проповедовать.Неужели Вы можете себе представить, что если быне было этих этических принципов, тохристианство получило бы такое распространение,которое оно получило на самом деле?Митрополит Антоний: Ядумаю, что нет. Я думаю, что на этическихпринципах христианство получило бы, может быть,даже большее, но другого рода распространение,что центр христианства не только и не столько вэтих этических принципах, сколько в историческомсобытии, которое ставит мир в совершенно новоесоотношение с Богом, заставляет нас совершеннопересмотреть и природу и масштаб человека, иприроду и Личность Самого Бога, и дажематериальный наш мир. Потому что если этотматериальный мир оказался способным вместитьСамого Бога, если какая-то частица, физическаячастица этого мира могла соединиться с СамимБогом и в этом не сгореть, не быть разрушенной, аостаться неприкосновенной, — то, действительно,и материя разверзается в наших глазах всовершенно небывалые масштабы. Почему я и говорю,что христианство — единственный материализм,который придает предельное значение материи, атакже и истории человека, через Воплощение Богавдруг получающего вечное измерение,Божественное измерение, трансцендентальноеизмерение: не в будущем, а вот сейчас, потому чтоБог среди этой истории — и человек делаетсякаким-то удивительно большим.Анатолий Максимович:Да, это последнее — реалистическое замечание,потому что в остальном Ваши доводыпредставляются мне именно трансцендентальными.Но для Вас они, явно, имеют значение — реальное иживое значение. Большое Вам спасибо, митрополитАнтоний.Анатолий Максимович:Митрополит Антоний, я слушал много Вашихвыступлений по радио и телевидению, и Вы частоговорите об общении с Богом. С моей точки зрения, общениес Богом имеет, в сущности, лишь символическоезначение и означает соблюдение этических норм,