Беседы о вере и Церкви

установленных христианством и другими

религиозными учениями; другими словами, под общением

с Богом подразумевается: делать то, что нужно, и

не делать того, чего нельзя делать. Но я полагаю,

что для Вас этот термин имеет более глубокое

значение. Что же это означает для Вас конкретно?

Идет ли речь только о молитве или о чем-то другом?

Митрополит Антоний:Ваш вопрос очень многогранный и, честнопризнаюсь, очень трудный, в том смысле, чтоговорить о каком-то опыте, который тебе кажетсядостоверным, можно, но сделать его убедительнымили понятным, или помочь другому человеку егоуловить — очень трудно... Отвечая на ваш вопрос, ябы сказал следующее. Во-первых, в нашем общении сБогом есть, конечно, этический момент: соблюдениебожественных заповедей, следование каким-топутем, который предуказан нам Богом; но, с другойстороны, это общение тоже предполагает, что впределах если не моего личного опыта, то впределах чьего-то опыта было какое-то веление отБога, было какое-то указание, данное Им о том, чтоэти заповеди — закон жизни, что этот путь ведет к жизни; ивот за пределом этического момента, которыйприсутствует и который необходим, без которогопросто нет никакого смысла в общении, должен бытьгде-то момент встречи — или моей лично, иличьей-то еще. Скажем, в христианской, в библейской традиции речьбудет идти о том общении, которое имели с Богомсвятые, пророки, законодатели; и если онирассматриваются как глашатаи закона Божия, этопредполагает где-то личную встречу с Богом.Анатолий Максимович:Значит, это примерно сводится к тому, что понятиязла и добра исходят от Бога, не правда ли? чтоиначе этих понятий не было бы вообще? Это я оченьхорошо понимаю, и я всегда считал это самымубедительным доводом в пользу религии, в пользусуществования Бога; это так. А вот момент встречи— причем, я думаю, можно оставить в сторонепророков и святых: в конце концов, веруют же нетолько пророки и святые, веруют обыкновенныелюди — что означает для обыкновенного человекавстреча с Богом?Митрополит Антоний: Выупомянули о молитве. Я к этому прибавлю опыт,который в христианской Церкви мы называемтаинствами. В молитве некоторые люди (не стольредкие) и в некоторые моменты (не в любое время, непо их собственному мгновенному выбору)испытывают порой сознание, что к нимприблизилась какая-то реальность, что ониоказались лицом к лицу с каким-то присутствием,что кто-то встал перед ними, открыл себя; онивдруг осознают, что в этом невидимом мире,который вокруг них, кто-то присутствует. Этотакое же явственное, такое же четкое ощущение,какое бывает иногда, например, когда находишься счеловеком и вдруг прорвешься до него...Анатолий Максимович:Устанавливается контакт?Митрополит Антоний:Устанавливается живой, настоящий контакт,который вас заставляет признать, что кто-то таместь; так же, как иногда бывает: сидишь счеловеком, и он для тебя просто — предмет, никакдо него не докричаться, не достучаться; и вдруг оноткрывается перед тобой в своем человеческомоблике: живой, глубокий, отзывчивый. Вот это одиниз моментов,