Беседы о вере и Церкви

ее существу. Вера — не мировоззрение; есть

мировоззрение, которое соответствует вере, но

самое существо веры — это не система понятий.

Слово вера значит разные вещи; первичное

значение слова вера — доверие; второе —

верность; дальше — то содержание веры, которое мы

обыкновенно называем верой и которое является

результатом того, что через доверие Богу иверность Ему мы познаем Его и делаемся ужеспособными о Нем что-то сказать; но начинаетсяэто не с понятий, а с лица.Отцом верующих названАвраам (Гал. 3,7); и когда вчитываешься в его жизнь,поражает, что его вера прежде всего — можносказать, исключительно — была совершенным,неограниченным доверием к Богу, и из этогодоверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этогообщения вырастало знание о Боге, Какой Он есть.Вера Авраама заключалась не в том, что он сначалаполучил какие-то сведения о Боге и в них уверовал,а в том, что он с самого начала, туманно, но вместес этим с громадной силой, встретился лицом к лицус Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, ив этом, может быть, и есть самое существо веры.Если наша вера есть вера вКого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленныепротив нее, не могут ее поколебать; если же всянаша вера заключается только в том, что мы верим вте или другие богословские, или полубогословскиеили просто суеверные предпосылки, они могут бытьколеблемы, причем суеверие держится крепче, чембогословские выкладки.И вот вспомните Авраама,первую его встречу с Богом, как Господь его поимени позвал: Аврам! Голос был такойсвоеобразный; это не был просто один из голосовчеловеческих, он прозвучал не только в его ухо;это имя Аврам ударило его в сердце, и он узналнепосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.И первое, что ему сказалБог: Оставь свое родство, оставь страну, в которойты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу...(Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего,в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то,что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь,туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я необъясняю тебе... Единственное, что Авраам знает,это что с ним говорит Бог; он знает, что от неготребуется уйти; он знает, что он куда-то будетприведен; но только отрицательное ему опытноизвестно: бросить родную землю; бросить родныепепелища; отойти от своих близких, от всей семьи,от всего своего народа. А то, что будет, —известно только в общих каких-то чертах, то естьименно в порядке того, что мы называем верой,доверием: куда Я тебя поведу... И в это требование можноверить, только если оно исходит от лицаговорящего; в такой мере можно довериться тому,кто говорит, а не какому-нибудь руководящемупринципу.И вот Авраам идет, находитземлю обетованную; и тут Господь ему обещаетсына, который будет началом великого, несметного