Беседы о вере и Церкви
ее существу. Вера — не мировоззрение; есть
мировоззрение, которое соответствует вере, но
самое существо веры — это не система понятий.
Слово вера значит разные вещи; первичное
значение слова вера — доверие; второе —
верность; дальше — то содержание веры, которое мы
обыкновенно называем верой и которое является
результатом того, что через доверие Богу и
верность Ему мы познаем Его и делаемся уже
способными о Нем что-то сказать; но начинается
это не с понятий, а с лица.
Отцом верующих назван
Авраам (Гал. 3,7); и когда вчитываешься в его жизнь,
поражает, что его вера прежде всего — можно
сказать, исключительно — была совершенным,
неограниченным доверием к Богу, и из этого
доверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этого
общения вырастало знание о Боге, Какой Он есть.
Вера Авраама заключалась не в том, что он сначала
получил какие-то сведения о Боге и в них уверовал,
а в том, что он с самого начала, туманно, но вместе
с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу
с Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, и
в этом, может быть, и есть самое существо веры.
Если наша вера есть вера в
Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленные
против нее, не могут ее поколебать; если же вся
наша вера заключается только в том, что мы верим в
те или другие богословские, или полубогословские
или просто суеверные предпосылки, они могут быть
колеблемы, причем суеверие держится крепче, чем
богословские выкладки.
И вот вспомните Авраама,
первую его встречу с Богом, как Господь его по
имени позвал: Аврам! Голос был такой
своеобразный; это не был просто один из голосов
человеческих, он прозвучал не только в его ухо;
это имя Аврам ударило его в сердце, и он узнал
непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.
И первое, что ему сказал
Бог: Оставь свое родство, оставь страну, в которой
ты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу...