Беседы о вере и Церкви

(Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего,

в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то,

что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь,

туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я не

объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает,

это что с ним говорит Бог; он знает, что от него

требуется уйти; он знает, что он куда-то будет

приведен; но только отрицательное ему опытноизвестно: бросить родную землю; бросить родныепепелища; отойти от своих близких, от всей семьи,от всего своего народа. А то, что будет, —известно только в общих каких-то чертах, то естьименно в порядке того, что мы называем верой,доверием: куда Я тебя поведу... И в это требование можноверить, только если оно исходит от лицаговорящего; в такой мере можно довериться тому,кто говорит, а не какому-нибудь руководящемупринципу.И вот Авраам идет, находитземлю обетованную; и тут Господь ему обещаетсына, который будет началом великого, несметногонарода. И рождается сын, Исаак. Короткое времяпроходит, каких-то десять-двенадцать лет, и Тот жеБог, Который ему обещал в лице этого сынанаследие вечное, ему повелевает: сына взять ипринести в кровавую жертву (Быт., главы 21-22). И сновасказывается это качество, это свойствоподлинной, основной веры в Бога, а не в то, что Онтак или иначе выразил. Неверующий, вернее, каждыйиз нас, вероятно, обратился бы к Богу и сказал:Господи — Ты Себе противоречишь, что же Твоеобетование, как же из Исаака может родитьсяпотомство мне, если я сейчас его принесу вкровавую жертву?.. Это было бы разумно, но это былобы актом недоверия к Богу. И Авраам не ставитэтого вопроса, потому что его вера обращена не нато, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит. Он неставит вопрос о том, что Бог Себе противоречит, онпредоставляет Богу знать, противоречит Он илинет, и что Он имеет в виду. Он поступает так: ядоверился этому Богу, я и теперь доверяюсь... Онберет своего мальчика и ведет на заклание, и мызнаем, как это кончается: Господь заменил Исаакаживотным; это — дело Божие; но дело Авраама было— совершенная вера, понятая именно как доверие:безграничное, полное, спокойное доверие. Причем"спокойное": не без боли, не без ужаса, не безсодрогания. Но только такое доверие даваловозможность не то чтобы превозмочь, а оставитьдушу совершенно открытой и для боли, и для чуда.И в Евангелии, вопрос,который Христос ставит в области веры, это именновопрос о том — как ты относишься ко Мне; не к Моимобетованиям, а ко Мне лично. Вы, наверное, помнитерассказ о том, как Христос на пути в Иерусалимговорил Своим ученикам, что Ему надлежит идти воСвятой Град, быть предану в руки грешников, бытьубиену и воскреснуть. И в этот момент двое из Егоучеников вышли к Нему: Дай нам сесть одесную иошуюю Тебя! (Мк. 10,37). Во всем, что Христосговорил о восхождении Своем в Иерусалим, огрядущих страстях, о воскресении после страшнойголгофской смерти, они услышали только то, что