Беседы о вере и Церкви

отвечают согласием. Своим утверждением они

свидетельствуют, что они готовы быть Его

друзьями, что бы ни случилось; ибо это-то и делает

человека другом: готовность не уйти, что ни

случись... И вот Христос в этот момент им говорит:

Крещением, которым Я крещусь, вы будете

креститься, чашу, которую Я пью, вы будете пить, а

что касается до седения по правую и левую руку отМеня — не от Меня зависит дать... Иначе говоря:Христос им обещает крестный путь, именно путь, ноничего дальше; только то, что если говорит Бог, то,конечно, это будет добро: почему вы беспокоитесьо победном дне? Разве Я забуду тех, кто осталсяМне верным другом в дни испытания?.. — но никакогоземного обещания, никакой "приманки".В этом, мне кажется,первое, самое существенное, что можно сказать овере: что нет веры, которая основана намировоззрении, которая обращена на понятия. То,что миллионы людей считают христианскоемировоззрение самым убедительным или самымсоответствующим (или не соответствующим) даннымнауки, не представляет собой веры, пока нетвстречи с Богом или пока нет такого личного отношения кНему. Мировоззрение, в порядке вероучения, впорядке догматики, за двадцать веков развивалосьи расцветало. Скажем, сейчас мы принимаеминославных в Православие после долгойвероучительной подготовки; в Деяниях жеапостольских (8, 26-39) мы читаем рассказ о том, какФилипп встретил евнуха, читавшего Исаию, и емуобъяснил, что Тот, о Котором говорится в книгеИсаии — Христос. Этот человек каким-то чудом,прозрением этому поверил, уловил какую-тонесомненную убедительность в том, что говорил Филипп, иговорит: Вот здесь вода, что мне мешаеткреститься? Все, что он знал вообще о Евангелии,это то, что Иисус Христос есть тот самый Мужскорбей, Который описан в конце 52 и в 53 главеИсаии. Вся его вера была только в личность Христа,о Котором, в сущности, он знал так мало посравнению с тем, что средний культурный европеецможет знать. Но это было личное: он Христа нашел, ина этом можно было совершить его крещение.И в этом отношении,например, в Послании апостола Павла к римлянам, вшестой главе, которая относится именно ккрещению, говорится о том же: можно креститьчеловека, который умирает со Христом и оживает сНим, человека, который в себе носит мертвостьИисуса Христа и вечную жизнь Иисуса Христа; инельзя крестить человека, который приобрел точкузрения на жизнь, где есть место для Бога, дляХриста, для Церкви, для таинств и для другихобъектов. Вот почему можно было, в разные века,крестить людей с очень разным богатством знания,конкретной, умственно разработанной веры: не вэтом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил с Ним,принадлежит иному миру; тот же, кто только имеетоб этом представление и считает, что этодостаточно достоверно и убедительно, или ктопросто слишком ленив, чтобы поднимать вопросы, и,живя в обществе, которое не ставит этих вопросов,