Беседы о вере и Церкви

встала перед осуждением смерти через закон,

обнаружила, что грех — это смерть; к женщине,

которая стояла перед Ним в ужасе неминуемой

грядущей смерти, и которая, верно, подумала: если

бы мне была дарована жизнь — это была бы новая

жизнь... И Он обращается к этой женщине, в сердце, в

глубоком сердца которой или всегда была,

несмотря на греховность, или родиласьвозможность новой жизни, и говорит: Иди, новпредь не греши...Тут тоже Христос, мимовсего кажущегося, всего очевидного идоказуемого, обращается к тайному человеку,которого видит Бог, но которого не видели люди,потому что мы судим по поступкам, по словам, но непо глубинам сердца... И это тоже область веры:уверенность, что то, что невидимо, более реально, чем то,что видимо...Вернемся к примеру,который я вам раньше дал: к витражу, которыйпотух, потому что день склоняется к ночи, и светуже не бьет через него, и уже нет красок, нетлиний, а есть только серое пятно в стене. Есливернуться к этим образам, встает перед намивопрос о сомнении: то, что я видел — реально? Илиэто был сон? мечта? мое желание, проектированноена реальность? Это есть — или этого никогда небыло?..Слово сомнениесостоит из двух частей: со и мнение, мнитьодновременно две разные вещи. Сомнение мывоспринимаем всегда — во всяком случае, верующие— трагично: вдруг все заколебалось; то, чтоказалось безусловным, несомненным, начинаетдвоиться, — и мы делаем громадную ошибку, двоякуюошибку.Во-первых, сомнениеотносится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мыо Нем думали, как мы себе Его представляли; ЖивойБог от нашего сомнения не меняется. А во-вторых,мы напрасно боимся, потому что сомнение намговорит не: "А вдруг Бога нет, а вдруг все то, вочто я верил, не существует", а говорит только:" Ты думал младенчески, пора тебе начать думатьпо-взрослому;у тебя были детские представления, пора тебесоставить представления взрослые; ты думал оБоге примитивно, думай о Нем глубже, истинней".Сомнение является дляученого орудием его труда. Когда он собрал вгорсть все существующие разрозненные факты, онстарается их соединить между собой вкакую-нибудь теорию, общее представление. Если онхороший ученый, как только он это сделал, онначинает ставить свое собственное представлениепод вопрос, начинает спрашивать себя: нет лилогической ошибки в моем построении, нет липередергивания, нет ли чего-нибудьнепродуманного и недодуманного, нет лигде-нибудь трещины? И еще: если он всего этого ненаходит, он начинает искать новые данные, откоторых рухнет его представление, потому что емуне его представление дорого, а та реальность,которую он исследует. И он потому может ставитьпод вопрос свое представление, что ни однойминуты не колеблется в той реальности, котораявокруг него есть.То же самое мог бы сделатьи верующий, и богослов; когда он начинаетнаходить, что те или другие его представления о