Беседы о вере и Церкви
встала перед осуждением смерти через закон,
обнаружила, что грех — это смерть; к женщине,
которая стояла перед Ним в ужасе неминуемой
грядущей смерти, и которая, верно, подумала: если
бы мне была дарована жизнь — это была бы новая
жизнь... И Он обращается к этой женщине, в сердце, в
глубоком сердца которой или всегда была,
несмотря на греховность, или родилась
возможность новой жизни, и говорит: Иди, но
впредь не греши...
Тут тоже Христос, мимо
всего кажущегося, всего очевидного и
доказуемого, обращается к тайному человеку,
которого видит Бог, но которого не видели люди,
потому что мы судим по поступкам, по словам, но не
по глубинам сердца... И это тоже область веры:
уверенность, что то, что невидимо, более реально, чем то,
что видимо...
Вернемся к примеру,
который я вам раньше дал: к витражу, который
потух, потому что день склоняется к ночи, и свет
уже не бьет через него, и уже нет красок, нет
линий, а есть только серое пятно в стене. Если
вернуться к этим образам, встает перед нами
вопрос о сомнении: то, что я видел — реально? Или
это был сон? мечта? мое желание, проектированное
на реальность? Это есть — или этого никогда не
было?..
Слово сомнение
состоит из двух частей: со и мнение, мнить
одновременно две разные вещи. Сомнение мы
воспринимаем всегда — во всяком случае, верующие
— трагично: вдруг все заколебалось; то, что
казалось безусловным, несомненным, начинает
двоиться, — и мы делаем громадную ошибку, двоякую
ошибку.
Во-первых, сомнение
относится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мы
о Нем думали, как мы себе Его представляли; Живой
Бог от нашего сомнения не меняется. А во-вторых,
мы напрасно боимся, потому что сомнение нам
говорит не: "А вдруг Бога нет, а вдруг все то, во