Беседы о вере и Церкви

думаю, и вся библейская традиция, и христианская,

которая выросла из нее и является, с моей точки

зрения, завершением ее, считают, что и материя, и

дух существуют в человеке как бы на равных

началах. Я бы сказал так: из всех мировоззрений,

которые я знаю, христианство — единственное

подлинно материалистическое мировоззрение в том

смысле (конечно, я немножко играю словами), чтохристианство принимает материю всерьез; оноучит, что материя не является временным илислучайным обрамлением жизни человека, чточеловек не является духом, который на время"воплощен", что материя, которая насокружает, не является просто сырым материаломдля нашей жизни, для постройки материальногомира, а имеет окончательное значение, и чточеловек рассматривается не как дух, завязший вматерии, а как совокупность материи и духа,составляющая одно целое.И то, что Вы говоритедальше: что христианство верит в бессмертие души,— да, это правда, но в более основном, глубокомсмысле. Христианство утверждает (это Вы найдете ив Символе веры, и в сознании христианской Церкви)воскресение мертвых: нам представляется, чтополнота человеческого бытия — именновоплощенность, а не развоплощенность витающихдухов.Анатолий Максимович:Скажите, такова была всегда христианскаяустановка? Потому что, насколько мне помнится,раньше говорили совершенно иначе. Меня, например,учили, что в средние века христианская Церковьсчитала, будто жизнь на земле — преходящеесостояние; оно, конечно, преходящее и теперь, но,во всяком случае, считалось, что это менее"важное" состояние, чем то, что будет после.Митрополит Антоний:Мне кажется, что тут есть два момента. Во-первых, втечение многих столетий было среди христианнесколько, скажем, выжидательное, дажеподозрительное отношение к плоти, потому чтоказалось, будто плоть, телесность человекасвязывает его с животным миром, делает его чем-тониже того духовного существа, которым человекдолжен бы быть. Это — позднейшая установка, этоустановка христианского мира, который уже как-топотерял первобытный, радостный, всеобъемлющийимпульс. Скажем, в пятом веке один из отцов Церквиписал, что никогда нельзя упрекать или обличатьплоть в том, что она "виновата" вчеловеческом грехе, что грехи плоти — это грехи,которые дух совершает над плотью. Так чтоподозрительность, которая постепенно развиласьв связи с аскетической установкой, с борьбой зацелостность человека, сознание, что человекиногда тяжелеет под гнетом своей плоти, неявляется богословской, а только практическойустановкой.С другой стороны, всегдабыла в христианстве жива вера, что, правда,человек живет на земле временно; правда, будетразлучение души и тела; правда, будет какой-топериод, когда душа будет жива, тогда как телобудет костьми лежать в земле; но что в конечномитоге будет воскресение плоти и что полнотачеловеческого блаженства — это неразвоплощенный дух, а воплощенный человек, послетой катастрофы, того события, которое мы называемСтрашным судом, концом мира — назовите, как