Беседы о вере и Церкви

переживание иначе как субъективное. Я не могу его

"объективировать", я не могу доказать его

объективность — и однако, эта объективность

порой для меня очень яркая, ясная. Бывает, что я

нахожусь перед какой-нибудь проблемой и ставлю

себе вопрос; но бывают моменты, когда человек

ничего не ищет — и вдруг войдет в это сознание

внезапного присутствия Божия, вдруг ощутит, чтоон находится перед Богом, что Бог тут. Это мойсобственный первичный опыт, почему я и сталверующим: в момент, когда я хотел доказать себе,что нет Бога,что Евангелие — чушь сплошная, что не во чтоверить, что смысла жизни нет — вдруг мне сталосовершенно ощутимо ясно, что я нахожусь вприсутствии живого Христа. Конечно, Вы можетесказать, что это была галлюцинация, это был бред,это была иллюзия и...Анатолий Максимович:По-моему, Вам просто пришла в голову мысль —простите за такое прозаическое определение.Митрополит Антоний:Нет, то-то и дело, что это не была мысль. Я читал, имне пришлось поднять глаза, потому что мне былосовершенно, разительно ясно, что по ту сторонустола, перед которым я сидел, кто-то находится;мне пришлось посмотреть — так же, как бываетиногда, что идешь по улице и обернешься, потомучто кто-то тебе в спину смотрит. И потому я иговорю о галлюцинации, о такой внешней иллюзии: яничего не видел; но уверенность в этомобъективном, вне меня присутствии была такаяяркая, что она при мне осталась до сих пор;конечно, не с той же яркостью, но с той жеубедительностью и конкретностью.Анатолий Максимович:Ну, как всегда, я вижу (это, конечно, очень стараяистина), что веру от разума отделяет черта; веранаходится по ту сторону этой черты. Большое Вамспасибо, митрополит Антоний.IIIМитрополит Антоний:Анатолий Максимович, Вы говорите, что Выневерующий; это значит, что у Вас есть какое-топредставление о Боге и что это представление Выотвергаете, что оно не укладывается в Вашепредставление о мире, о жизни. Можно мнепоставить такой вопрос: в какого Бога Вы неверуете?Анатолий Максимович:Начнем с самого элементарного. Я не верю в Богазлого, мелочного, глупого и самовлюбленного,Который наказывает людей за то, что они неисполняют формальных правил, нарушая при этомэлементарные нормы, Им же установленные илиустановленные религиозным учением, Которыйякобы получает удовлетворение от того, что людиво славу Божию творят зло, независимо от того,идет ли речь о массовых убийствах, религиозныхвойнах или еврейских погромах или просто о томотношении, которое иногда проявляют верующиедруг к другу и к неверующим по чисто формальнымпричинам. Я не верю в Бога, Который допускает иякобы даже получает удовлетворение от того, чтоЕму постоянно лгут. Такого Бога, по-моему, нет ибыть не может. Тем не менее, я упоминаю об этом,потому что, насколько можно судить и по личнымнаблюдениям в повседневной жизни, и по ходу всейистории, были и есть верующие, которые именно таксебе и представляют Бога. Это совершенно не