Беседы о вере и Церкви

вяжется с моим представлением о том, каким Бог

должен быть.

Митрополит Антоний: Я

думаю, что ничего не могу сказать против

отрицания такого Бога. Мне вспоминается

маленькая книжечка Бердяева "О достоинстве

христианства и недостоинстве христиан", где он

выводит именно эту мысль... Что Вы хотели сказать,когда сказали: "Бог, Который хочет, чтобы Емулгали или Который допускает, что Ему бесконечнолгут, и этим удовлетворяется"?Анатолий Максимович:От верующих часто приходится слышать, что ониоправдывают себя перед Богом чисто формальнымобразом, и это значит, что они лгут себе и другим,и, конечно, Богу, потому что лгать себе это то жесамое, что лгать Богу; и думать, что Богудовлетворится такой ложью, по-моему, безбожно идаже кощунственно.Митрополит Антоний:Да, я с этим согласен.Анатолий Максимович: Яхотел бы добавить, что я, например, не могу себепредставить, что Бог предпочитает одновероисповедание другому, что Он считает верующихлюдьми лучше неверующих. Не может быть, чтобы уБога не было столько ума, чтобы не понять, что этонеправильно; а тем не менее, от верующихприходится часто слышать, что они считают себялучше, чем неверующие.Митрополит Антоний:Да. В общем, получается так: представление,которое Вы получаете о Боге через верующих,просто кощунственно и Вас возмущает.Анатолий Максимович:Ну, я бы не сказал — через всех верующих, верующийверующему рознь. Вы упомянули о Бердяеве;представление, которое я получаю о Боге, читаяБердяева, конечно, не является кощунственным. Номеня всегда удивляло, что Церковь,священнослужители не прилагают достаточныхусилий для того, чтобы внедрить среди верующих правильноепредставление о Боге.Митрополит Антоний: Аможно Вас спросить: каким должен быть Бог и какиммы должны Его представлять верующим?Анатолий Максимович [очень быстро,категорично]:Умным. В первую очередь — умным. Кроме того, Богсчитается олицетворением этики, олицетворениемдобра; почему Он допускает зло — это другойвопрос; но ведь нельзя же считать религиозныевойны добром? — а тем не менее, такие войныпроисходили; ведь нельзя же считать мелочныесплетни о неверующих среди верующих добром? Этоже явное зло! Не в таком масштабе, как религиозныевойны, но тем не менее это и есть зло. Так что,по-моему, Бог должен руководствоваться разумом —потому что для меня разум и добро это одно и то же.Вы, конечно, можете мне сказать, что пути Господнинеисповедимы, что мы не можем понять Божьегоразума, не можем понять Божьих побуждений. Сточки зрения верующего человека это, пожалуй,понятно; но поскольку у нас представления оБожьем разуме нет и, по-видимому, быть не может, мыдолжны руководствоваться теми этическиминормами, которые Бог, по мнению верующих,установил, и ожидать от Бога, что Он ими тожеруководствуется, а не наказывает людей за то, чтоони не подчиняются каким-то формальным правилам,