Беседы о вере и Церкви

якобы получает удовлетворение от того, что люди

во славу Божию творят зло, независимо от того,

идет ли речь о массовых убийствах, религиозных

войнах или еврейских погромах или просто о том

отношении, которое иногда проявляют верующие

друг к другу и к неверующим по чисто формальным

причинам. Я не верю в Бога, Который допускает и

якобы даже получает удовлетворение от того, чтоЕму постоянно лгут. Такого Бога, по-моему, нет ибыть не может. Тем не менее, я упоминаю об этом,потому что, насколько можно судить и по личнымнаблюдениям в повседневной жизни, и по ходу всейистории, были и есть верующие, которые именно таксебе и представляют Бога. Это совершенно невяжется с моим представлением о том, каким Богдолжен быть.Митрополит Антоний: Ядумаю, что ничего не могу сказать противотрицания такого Бога. Мне вспоминаетсямаленькая книжечка Бердяева "О достоинствехристианства и недостоинстве христиан", где онвыводит именно эту мысль... Что Вы хотели сказать,когда сказали: "Бог, Который хочет, чтобы Емулгали или Который допускает, что Ему бесконечнолгут, и этим удовлетворяется"?Анатолий Максимович:От верующих часто приходится слышать, что ониоправдывают себя перед Богом чисто формальнымобразом, и это значит, что они лгут себе и другим,и, конечно, Богу, потому что лгать себе это то жесамое, что лгать Богу; и думать, что Богудовлетворится такой ложью, по-моему, безбожно идаже кощунственно.Митрополит Антоний:Да, я с этим согласен.Анатолий Максимович: Яхотел бы добавить, что я, например, не могу себепредставить, что Бог предпочитает одновероисповедание другому, что Он считает верующихлюдьми лучше неверующих. Не может быть, чтобы уБога не было столько ума, чтобы не понять, что этонеправильно; а тем не менее, от верующихприходится часто слышать, что они считают себялучше, чем неверующие.Митрополит Антоний:Да. В общем, получается так: представление,которое Вы получаете о Боге через верующих,просто кощунственно и Вас возмущает.Анатолий Максимович:Ну, я бы не сказал — через всех верующих, верующийверующему рознь. Вы упомянули о Бердяеве;представление, которое я получаю о Боге, читаяБердяева, конечно, не является кощунственным. Номеня всегда удивляло, что Церковь,священнослужители не прилагают достаточныхусилий для того, чтобы внедрить среди верующих правильноепредставление о Боге.Митрополит Антоний: Аможно Вас спросить: каким должен быть Бог и какиммы должны Его представлять верующим?Анатолий Максимович [очень быстро,категорично]:Умным. В первую очередь — умным. Кроме того, Богсчитается олицетворением этики, олицетворениемдобра; почему Он допускает зло — это другойвопрос; но ведь нельзя же считать религиозныевойны добром? — а тем не менее, такие войныпроисходили; ведь нельзя же считать мелочныесплетни о неверующих среди верующих добром? Этоже явное зло! Не в таком масштабе, как религиозные