Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Беседа пятая

А мы часто говорим этим нищим, этим нуждающимся людям: "Иди с миром! У меня своих проблем хватает...". Каких проблем у тебя хватает?! Будешь так ходить нагло и гордо — скоро действительно узнаешь такие проблемы, что сам пойдешь побираться! Потому что Бог — ревнив, как тот владыка, который велел вернуть прощенного им лукавого заимодавца и наказал его, страшно наказал!Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 17–19).Многие люди говорят о себе: "Я верую, я верую... Мы верующие..."Сейчас вообще очень модно говорить, что человек — верующий. Если по телевизору, например, какого-нибудь политика показывают, то всегда спросят у него: "А вы верующий или нет?". И если он скажет: "Да, я верующий!" — то и ведущий как-то сразу оживляется и разговор как-то живее становится... Но веру надо еще доказать, веру надо засвидетельствовать.Например, человек лежал в больнице с тяжелым заболеванием (допустим, тот же самый рак), потом вышел из больницы и говорит: "Я здоров!". — "А в чем твое здоровье заключается? В том, что ты просто говоришь об этом? Но ведь ты опять можешь вернуться в ту же больницу через месяц, через два?".. По-настоящему здоров лишь тот, кто избавился от болезни навсегда! Так же и подлинно верующий: это человек, который может засвидетельствовать окружающим то, что Господь сотворил с ним.Поэтому, если человек говорит: "Я верующий", — это не должно означать, что он просто разделяет какую-то концепцию. Истинный верующий — не тот, кто поверил в Бога — в то, что Бог есть, — а тот, кто поверил Богу! Поверить Богу — значит, каждое слово Его принять как заповедь для исполнения. А в то, что Бог есть, — в это многие верят, большинство людей. Апостол Иаков говорит: и бесы веруют и трепещут. И чем такие "верующие" люди отличаются от бесов? Они только и говорят языком: "Я верю, я верю...", — а живут по-прежнему в грехах. Они даже хуже бесов: ведь бесы не просто верят, но и трепещут! А эти люди говорят: "Мы верующие", — ничего не меняя в своей греховной жизни. Свою веру в Бога, свое христианство надо засвидетельствовать жизнью: добрыми делами, добрым отношением к ближним.Особенно грешат против этого текста из Библии протестанты. Они говорят: "Достаточно веровать — и ты спасешься!" Если следовать их логике, то и бесы все спасутся — ведь они веруют и трепещут! Но вера сама по себе не может спасти человека. Необходимо еще и исполнение заповедей Божиих: вера не в Бога — что Он есть, а вера Богу — полное доверие Ему, доверие каждому Его слову, каждой Его заповеди.Вера в Бога — это признание только Его закона и никакого другого! Закон Божий должен быть для нас превыше всего! И мы должны искать такой живой веры. Не бесовской — мертвой, без добрых дел, без конкретного результата.А мир требует от нас как раз веры бесовской. Да, братия и сестры, мир требует от нас бесовской веры! Разные, постоянно сменяющие друг друга, правители говорят нам: "Вы веруйте, только в современную жизнь не вмешивайтесь! Церковь не должны вмешиваться в жизнь государства..."Как это понять, что мы не должны вмешиваться? Мы не должны вмешиваться, когда убивают невинных людей?! Мы не должны вмешиваться, когда наркотики распространяют уже в школах?! Если мы не будем вмешиваться, то будем подобны бесам, которые радуются гибели людей! Нет, мы будем вмешиваться! Это наше отечество, наша земля — мы обязаны вмешиваться!А нас приучают к вере бесовской: "Хорошо, веруйте, что Бог есть; ходите в храм, собирайтесь у себя в храме..."Но нам этого мало! Церковь должна идти в воинские части, в армейские казармы и там проповедовать слово Божие... Церковь должна идти в институты, университеты, школы... Мы хотим, чтобы все государство стало православным! Поэтому мы всегда будем отстаивать позицию деятельного христианства.Нам часто говорят: "Не вмешивайтесь в наши дела, это уже политика...". Но мы не признаем никакой их политики! Для нас есть только власть Бога: та власть, которая солнце и звезды держит над землей, которая дыхание жизни держит в каждом из нас! Мы признаем только власть Бога, которая управляет биением нашего сердца, жизнью каждого человека на земле! Только Господь есть Альфа и Омега, Начало и Конец.А они хотят, чтобы у нас была вера бесовская: чтобы в стране было так, как они хотят, а мы чтобы молились и ни во что не вмешивались. Правда, при этом чтобы еще и налоги платили.Братия и сестры, мы с вами должны деятельно свидетельствовать о Христе там, где каждый из нас находится. Ведь не случайно апостол Павел учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20). То есть, если ты уверовал в Господа, например, будучи военным, — оставайся военным. Церкви нужны православные воины — надо же будет когда-то порядок наводить в стране! Ты призван как преподаватель? Оставайся православным педагогом, учи детей основам веры, Закону Божию! Ты призван как врач? Всегда лучше лечиться у верующего врача, чем непонятно у какого! Ты призван Господом к служению Церкви, ты хочешь стать священником? Будь настоящим священником: говори не то, чего от тебя ждут, проповедуй людям не то, что ты сам придумал, но то, что написано в Священном Писании, чему учат слово Божие, святые отцы!То есть каждый должен оставаться в том звании, в каком призван. Та социальная ниша, которую занимает каждый из нас, должна нами освящаться. Если ты муж, глава жены, глава семьи — заботься от своей семье! Если ты работаешь у станка — трудись у станка! Если Церковь призовет тебя на другое служение — иди на другое служение! Нет никакого плохого труда, если только этот труд честный и не нарушает заповедей Божиих.Я вспоминаю свои юные годы, когда после 8-го класса я пошел работать на завод. У меня была такая интересная работа: я надевал противогаз, потом залезал в металлический котел, где перемешивали смолы, а затем их сливали. На металлических стенках котла смола засыхала, и ее надо было сбивать острым инструментом. И я находился в этом котле и сбивал остатки смолы до тех пор, пока можно было дышать. После работы я шел в душ, смывал с себя всю грязь, всю копоть и химию, надевал чистую одежду, выходил с завода и чувствовал себя счастливым человеком!Любой труд, братия и сестры, каким бы тяжелым он ни был, если мы делаем его ради людей, ради заработка — чтобы поддерживать своих родных и близких, — это благословение Божие. Хотя я был тогда молодым, все равно испытывал после работы чувство исполненного религиозного долга. Я даже хотел всю жизнь работать на заводе! Помешала этому только смерть моей бабушки: перед смертью она сказала, что хочет видеть меня священником. И я исполнил ее волю.Очень важно, когда мы с чувством долга относимся к любому делу, которое нам поручается, когда исполняем это дело во имя Божие, как и сказано у апостола Павла: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17).Вот что означает иметь веру вместе с делами — это когда каждому делу мы придаем религиозное значение. Вот почему государство должно быть именно религиозным: потому что нет таких сфер общественной жизни, которые не регулировались бы Божественными заповедями.Когда же у нас говорят, что Церковь отделена от государства, то насаждают веру бесовскую. Ведь что такое государство? Это тело. Это мы с вами, братия и сестры, каждый из нас. А что значит, если Церковь отделена от государства? Значит, государственное тело осталось без души, потому что душа нашего Российского государства — это Православие! А мы знаем, что происходит с телом, из которого вышла душа: оно гниет, разлагается.И мы наблюдаем за тем, как эти безумцы, эти нигилисты, которые не могут остановить наркоманию, говорят с экранов телевизора: "Мы уже проиграли!" Они не могут остановить преступность и говорят: "Мы и тут проиграли!" У них повсюду коррупция: те, кто первыми должны соблюдать законы, первыми же их нарушают!Недавно по телевизору было сообщение о том, что задержали огромную банду преступников. Вся эта банда состояла из работников милиции! Все они были киллерами: за деньги убивали людей. Мы постоянно слышим о таких преступлениях, братия и сестры...Итак, этот бесовский путь — путь секуляризации общества, отрыва религии от народа, Церкви от государства. Это та вера, которая нам не нужна. Это бесовский путь в никуда. Мы должны наполнить наше государство именно религиозным содержанием. Мы с вами, по слову Господню, есть та соль, которая должна все осолять, то есть все сохранять от гниения и разложения [1].Прочитаем снова:Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19).И далее сказано:Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 20–26).Здесь святой апостол Иаков приводит нам примеры: пример праведного Авраама, пример Раав. Эти примеры достойны подражания, потому что эти люди не просто проявляли веру, но ради нее были готовы изменить все и в семейной жизни (праведный Авраам возлагает на жертвенник своего единственного сына Исаака), и в личной (Раав, вопреки естественной привязанности к своим согражданам, впускает соглядатаев в Иерихон).Мы должны раз и навсегда запомнить, что люди становятся святыми тогда, когда, очищенные Господом, очищенные этим даром веры, в благодарность Творцу своему меняют всю жизнь — и личную жизнь, и ту жизнь, которая их окружает. Вот тогда, братия и сестры, мы будем идти не путем бесовской мертвой веры, не путем этой секуляризации, обмирщения современной жизни, а путем, предначертанным Богом.О чем мы просим Господа в молитве "Отче наш"? — "Да приидет Царствие Твое... яко на Небеси и на земли". То есть мы хотим, чтобы рано или поздно Божественный порядок был бы один повсюду — как на небе, так и на земле. И вот это Царствие Божие, власть Бога — это то совершенство, которое изменит и землю, и небо.Священное Писание свидетельствует нам о том, что тот день придет — и будет тогда новое небо и новая земля (см.: Откр. 21, 1). А новое человечество — оно рождается уже сейчас. Каждый день. В каждом православном храме. В каждой православной епархии. Это и есть то новое человечество, которое будет жить под новым небом и на новой земле. Это и есть Царствие Божие на земле — каждый православный христианин!Заканчивается церковная служба, и вы возвращаетесь из храма по своим домам. Но каждый из вас несет частичку Царствия Божия — своим семьям, своим близким. Они это не сразу заметят, они к этому, может быть, неправильно отнесутся. Они, может быть, не поймут этого при вашей жизни. Но верьте: соль всегда осоляет. Ваше влияние на них постоянно будет расти!Сколько мне приходилось встречать людей, которые приходили каяться и говорили: "Меня учила бабушка, но только после ее смерти я поняла, что она была права!"... Да я сам о себе могу засвидетельствовать: самой заветной мечтой у моей бабушки было увидеть, как я служу в храме священником. Но она не дожила даже до того момента, как я стал диаконом.Может быть, при своей жизни мы и не увидим духовных результатов у наших детей, внуков и правнуков. Но соль всегда осоляет! Распространяйте Царствие Божие вокруг себя, распространяйте этот мир Христов! Творите добро с благодарностью ко Господу за те великие дела, которые Он сотворил с нами.Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). ^

Часть 1

Часть 1

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1–2).В самом начале третьей главы Соборного послания апостол Иаков говорит о том, что когда люди становятся учителями (даже если это происходит по воле Божией, по воле Церкви), они подвергаются большему осуждению, чем просто люди, живущие в миру.Почему это так? Потому что учитель всегда на виду, к нему часто бывает приковано внимание. У людей обычно завышено представление об учителях, о наставниках. И чтобы рассеять такие заблуждения, апостол Иаков говорит: ибо все мы много согрешаем. Здесь он говорит как апостол, от лица других учителей.Братия и сестры, никогда не верьте в безгрешных учителей! Безгрешные учителя — это из области буддизма: буддисты говорят, что где-то в горах есть какие-то "махатмы"; однако, как выясняется на самом деле, это просто демоны, бесы. Любой же человек, на какую бы высоту иерархического, священнического служения он ни поднялся, всегда будет оставаться только человеком. И вместе с апостолом Иаковом каждый из нас может сказать: ибо все мы много согрешаем.Истинное христианство заключается в том, чтобы называть вещи своими именами. Да, мы все много согрешаем! Но в том-то и сила нашей религии, что мы не обманываем сами себя. Ведь Господь Иисус Христос и пришел к нам, потому что все мы много согрешаем. Если бы мы были праведными, Ему не надо было бы приходить на землю. Однако праведных нет — есть выдуманные сказки о том, что бывают какие-то особые люди. Апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем.И далее он желает подсказать, как нам избавиться от своих грехов: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.Этими словами апостол Иаков говорит нам о том, как лучше всего начать борьбу с грехами: сначала нам нужно обуздать свой язык. Нам надо научиться контролировать свою речь: что мы говорим, как мы говорим. И язык — это ведь не только речь, это еще и мысли, помыслы, прилоги, которые наполняют наше сознание и нашу душу.В первом стихе этой главы апостол Иаков говорит об учителях: не многие делайтесь учителями. Давайте зададим себе этот вопрос: кто может быть учителем среди народа Божия? Кто вообще имеет право учить? В каком случае один человек может учить другого человека? Кто наши учителя?В Священном Писании говорится о том, что первыми нашими учителями являются наши с вами родители, братья и сестры. Посмотрите, что написано во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор. 6, 4–9).Этими словами боговидец Моисей учит нас, что основы веры мы должны передавать нашим детям. Основы веры, которые получили некогда израильтяне, — это вера в то, что есть единый Бог и Его надо возлюбить всем сердцем и всею душою. Через Моисея говорит Господь: и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.Итак, родители призваны к тому, чтобы наставлять своих детей в начатках веры: в тех фундаментальных основах Православия, без которых человек не может существовать. И в наше время такой фундаментальной основой нашей веры является вера в то, что есть единый Бог — Святая Троица, Единосущная и Нераздельная. Это и вера во власть Святой Церкви. Церковь наделена властью от Бога — универсальной властью; эту власть никто не может у нее отнять — ни коммунисты, ни демократы, никто! Права Церкви безусловны.Сейчас мы слышим, что на права Церкви покушаются даже монархисты. Но Церковь — это Царство Божие, об этом мы должны помнить. Мы с вами, братия и сестры, не имеем права принимать никаких идеологий — ни демократию, ни коммунизм, ни нацизм. Нам не нужно даже и монархии, если она будет без Православия. Когда нам предлагают монархию, но не на основах Православия, а на каких-то других идеях — конституционного гуманизма и т.п., — это всего лишь очередная ловушка для православных, направленная на то, чтобы их погубить.Итак, мы с вами определились, что учителями могут быть родители. И многие из нас были научены своими родителями, дедами и прадедами, бабушками и прабабушками. Кто еще имеет право учить? Нам важно это понять, потому что у апостола сказано: не многие делайтесь учителями.Учить народ обязаны священники Божии. Во Второзаконии мы читаем: Смотри... тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им (Втор. 24, 8).Этот порядок не должен нарушаться: Бог дает откровение Своим священникам, а священники — народу. Помните, как произошло чудесное насыщение хлебами? Господь дал хлебы апостолам, а те раздали всему народу (см.: Мф. 14, 19). Этот порядок не может быть нарушен — это жесткий иерархический порядок. Священники обладают властью учить, а народ должен тщательно исполнять все, что они говорят.В Священном Писании сказано, что от уст пастыря, от уст священника люди ожидают наставления в заповедях Божиих: Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2, 7). И очень плохо, когда священники, особенно молодые, вместо того чтобы говорить о заповедях Бога, иногда уходят в политику и ведут разговор о разных пустых вещах.Поскольку так сказано в Писании, то народ Божий имеет право требовать, чтобы пастырь излагал волю Бога. Поэтому пастырям надо подтянуться: мы всегда должны помнить о том, что мы, пастыри, священники, поставлены для того, чтобы учить народ, учительно наставлять его в истинной вере.В Священном Писании говорится о том, что пророки Божии тоже являются учителями и наставниками в вере. В Книге пророка Иеремии сказано: Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления (Иер. 32, 33). Здесь пророк Иеремия сетует на то, что его пророческие наставления, пророческие уроки не были восприняты этими странными учениками — его современниками, которые не хотели слушать поучений пророка Божия.В Священном Писании сказано, что многие люди находят себе учителей и наставников по сердцу, чтобы наставники льстили им. Вот и я всю неделю болел и искал себе наставников, которые бы мне объяснили, что у меня там происходит внутри. Ко мне приходили врачи, медсестра, знакомый батюшка, который разбирается во многих болезнях. У меня были проблемы, и я искал себе наставников, которые могли бы их разрешить. Но, разумеется, проблемы здоровья и спасение души — это совершенно разные вещи! Поэтому, конечно, мы всегда найдем себе наставника, который научит нас водить машину, если нам нужно сдавать экзамены на водительские права; мы можем найти себе и наставника, который научит нас, как правильно заботиться о своем здоровье, как правильно пеленать маленьких детей (это тоже очень важно: когда в семье новорожденный, многие не знают, что с ним делать; не умеют его пеленать, ухаживать за ним и кто-то должен обязательно объяснить). Но самое главное наставление для человека — это наставление в вере, когда мы учимся познавать волю Творца.Братия и сестры, мы имеем великое счастье быть избранниками Божиими: мы — православные христиане! Православных христиан не так много в России, как может показаться. Мы можем ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать святых отцов. Мы слышим Святое Евангелие, когда оно читается во время Божественной литургии, а святые отцы говорят, что когда мы своими ушами слышим Евангелие, читаемое во время Божественной литургии, — мы слышим голос Самого Иисуса Христа! Поэтому, прежде всего, давайте искать себе наставления в вере, как и сказано в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (сдать на права, разобраться со здоровьем, научиться пеленать ребенка) приложится вам (Мф. 6, 33). Это слова Самого Господа!Пророческое служение существует в Церкви до сих пор. Надо сказать, что ни одно из древних служений не оставило народ Божий. Пророческое служение в Церкви — это служение предостережения, когда Святейший Патриарх или епископы, или священники предостерегают народ о грядущих опасностях. Это и есть действенное пророческое служение, которое живет в Церкви и не прекращается.К пророку Иеремии поворачивались спиной: современники не хотели слушать его наставлений и поучений. И сейчас многие говорят: "Зачем нам эти поучения, эти наставления? Мы как-нибудь сами разберемся!" Но человеку очень трудно во всем разобраться самостоятельно — практически невозможно. Поэтому в Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе (Сир. 6, 35–37). Итак, среди народа Божия имеют право учить: родители, воспитывая своих детей, священники, пророки, проповедники.Проповедническое служение не обязательно связано со священническим служением. Мы знаем, что святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была истинным проповедником; причем проповедницей-женщиной, девицей, которая пришла в Иверию и проповедью о Христе обратила целый народ в Православие. В Армении также юные девы проповедовали Евангелие и своей проповедью обращали язычников. И тут возникает закономерный вопрос: ведь учить в Церкви могут только пастыри — те люди, которые имеют на то особое благословение... Какую же проповедь могут нести миряне — например, женщины и даже дети?Миряне действительно не имеют права проповедовать и учить в церковном смысле этого слова. Но миряне могут свидетельствовать о том, что Господь сотворил с ними: они могут рассказывать о том, что Господь совершил в их жизни. Они являются очевидцами тех великих духовных перемен, которые произошли в их бытии. И святая равноапостольная Нина свидетельствовала о том, как она возлюбила Господа и как Господь изменил ее сердце. И те девы, которые проповедовали в древней Армении, они тоже свидетельствовали о том, как Господь сотворил великое чудо их обращения ко Христу. И каждый из нас, братия и сестры, может свидетельствовать, прежде всего, добрыми делами, рассказывая о великих духовных переменах, которые произошли в нашей жизни.Это надо всегда помнить: мирянин не может выносить какие-то суждения от лица Церкви, но если он хочет, чтобы его свидетельство о Христе принесло духовные результаты, — он должен говорить о том, что произошло с ним самим: что он слышал своими ушами и видел своими глазами. В этом случае ваше свидетельство принесет большие духовные плоды.Я вспоминаю женщину, которая спутала служение мирянина — свидетельство о том, что Господь с ней сотворил, — с пророческим служением. Приехал я как-то в одну деревню, а мне говорят: "У нас тут бабушка есть — она так хорошо всех учит. Сходи, Олег, посмотри!". На месте я увидел такую картину: бабушка появлялась среди отдыхающей там молодежи и восклицала: "Если вы не прекратите эту музыку, то немедленно все провалитесь! Вы все ослепнете!". Она говорила, как древние пророки: выносила такие суровые приговоры этим молодым людям, что мне стало страшно не только за них, но и за себя. Я тоже тогда был молод, находился рядом с ними и тоже слышал эту музыку!Нет, братия и сестры, мы не можем проклинать людей, не можем выносить им приговоры! У нас нет таких полномочий. Мы не можем говорить: "ты провалишься!", "ты заболеешь и умрешь!". Нам не дано такой власти, и, прежде всего, такой властью не обладают миряне.Поэтому, когда вы хотите обратить людей к Богу, рассказывайте о тех духовных переменах, которые произошли в вашей жизни, когда вы стали православными. Может быть, вы расскажете очень мало, но поскольку вы будете говорить как свидетель, как очевидец того, что с вами случилось, — это будет воспринято как подлинное свидетельство. Тогда ваше научение, ваше наставление принесет духовные плоды.В Священном Писании говорится о том, что очень важно иметь учителей, которые истолковывают нам слово Божие. В книге пророка Неемии читаем: Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8, 7–8).Прежде всего, учителями в Церкви являются епископы. В Первом послании апостола Павла к Тимофею говорится: Но епископ должен быть непорочен... трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3, 2). Любой священник является проповедником, но священники и диаконы проповедуют от лица епископа и по его благословению. Поэтому миряне тоже должны испрашивать благословения у священника для того, чтобы более успешно наставлять и учить своих детей — собственных и крестных, являя им наглядные примеры великих чудес и духовных преобразований, которые Господь совершил в их жизни и в их душах.Не каждый может стать епископом или священником, не каждый может быть пророком, проповедником, хорошим родителем. Поэтому апостол Иаков говорит: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся из-за этого большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.А далее читаем:Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак. 3, 3).Апостол Иаков снова предлагает нам пример. Представьте себе коня: человек оседлал его, но как им управлять? Надо иметь железные удила, которые влагаются в рот коню. Апостол Иаков говорит здесь, что если мы хотим изменить свою жизнь, то должны обратить внимание на свой язык — на то, что мы говорим. Как совершается большинство грехов и преступлений? Сначала — слова, разговор, а потом — преступление. Вспомните, как Каин убил Авеля? Он сказал своему брату: "Пойдем в поле" [1]. То есть сначала язык его произнес несколько слов! Кто-то может подумать: какая мелочь — один брат сказал другому несколько слов! Но что было потом, когда в ответ на эти слова Каина Авель пошел за ним? Произошло первое убийство на земле!А если вспомнить Иуду Искариота? Иуда пришел к первосвященникам и сказал им: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Казалось бы, все это только слова — но такие слова, которые решили судьбу Иуды!Поэтому мы должны уметь управлять своим языком, у нас должны быть те удила страха Божия, которые сдерживали бы движение нашего языка. А если мы не научимся управлять своим языком, то можем совершить любые преступления! Но чтобы начать управлять своим языком, может быть, есть смысл сначала научиться говорить медленно, не спеша?И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 8). ^

Часть 2

Часть 2

В следующем стихе апостол Иаков предлагает другой пример:Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий (Иак. 3, 4).Братия и сестры, представьте себе огромный корабль. Он действительно приводится в движение мощным ветром, но направление его движения определяет руль. Держать этот руль может даже ребенок: повернул влево — и огромное судно понеслось влево, повернул вправо — движется вправо.Все вы знаете, что в начале XX века потерпело кораблекрушение огромное судно "Титаник". Почему это случилось? Потому что люди были очень самонадеянны, они хотели поставить некий рекорд — как можно быстрее прибыть из Старого света в Новый, из Европы в Америку. Те морские офицеры, которым был поручен руль, очень легкомысленно проводили время и не сразу заметили роковой айсберг. А когда заметили его, уже поздно было что-либо изменить!Точно так же и слова. Иногда скажешь враждебное слово — и всех сразу против себя настроил! Но подумай: вдруг ты уже в течение всей жизни ничего не сможешь изменить в этой ситуации?!Одна женщина как-то пришла ко мне и сказала: "Отец Олег, я уже почти пятнадцать лет враждую с родной сестрой и никак не могу с ней помириться! Я ей пыталась звонить, записки под дверь подсовывала, но она все равно не хочет со мной общаться!" Я спросил: "Почему? Что произошло между вами?". И она рассказала о том, что давным-давно, пятнадцать лет назад, она сделала сестре несколько колких замечаний по поводу ее маленьких детей. Она сказала ей тогда: "Ты совершенно ничего не умеешь: ни спеленать, ни накормить ребенка! Что ты за мать?!" Она сказала это потому, что на самом деле переживала за ребенка, которого, на ее взгляд, плохо покормили и завернули, — она сама это видела. То есть, в ее словах была объективная правда. Но этого нельзя было говорить так, как сказала она! И вот уже целых пятнадцать лет она не может примириться с родной сестрой, потому что удила страха Божия не ограничивали движения ее языка!Смотрите, что дальше говорит апостол Иаков:...так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак. 3, 5).Действительно, язык делает очень много! Мы знаем, что дети, балуясь со спичками, иногда устраивают настоящий пожар: чиркнули спичкой, занавеска загорелась — и пылает уже весь дом! Так и слова: они бывают очень опасными, поэтому их надо контролировать. Надо именно обуздывать свой язык.А что говорится о нашем языке в Священном Писании? Как нам понять, для чего Господь дал нам язык, как его правильно использовать?В Книге пророка Михея сказано: Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме? Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их (Мих. 6, 11–12). Пророк Михей обличает людей, которые своим языком говорят ложь. Ради чего они это делают? Часто ради наживы! У этих людей неправильные "весы", у них неверные "гири".Ради денег очень многие грешат языком. В мире бизнеса постоянно присутствует обман. Мы часто сталкиваемся с тем, что человек говорит неправду с единственной целью: получить для себя какую-то выгоду; выгоду материальную, а значит, преходящую, не имеющую вечного значения.Поэтому, братия и сестры, старайтесь никогда не лгать в своей жизни. Некоторые спрашивают: можно ли соврать врачу, чтобы получить другую группу инвалидности? Нет, этого делать нельзя! Даже если мы и приобретем какие-то деньги таким нечестным способом, они все равно не пойдут нам впрок!Братия и сестры, бойтесь движений языка, когда он лжет ради обогащения! На этом пути очень многие впали в грех. Очень опасно, когда люди двуязычны. В Писании сказано, что христиане должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы (1 Тим. 3, 8). Смотрите, как апостол, говоря о языке и "двоязычии", связывает это с вином и корыстолюбием! И действительно, когда человек выпьет, его язык сразу так начинает работать, что не остановишь! Пьяницы часто становятся "двоязычными": с одним — так говорят, с другим — иначе; одному — одно скажут, другому — другое... И не поймешь, что это за человек: он говорит всегда по-разному! "Двоязычие" — это когда мы непоследовательны в своих словах: сегодня говорим одно, а завтра другое. В пьяном состоянии это проявляется очень часто.Апостол Павел называет и другую причину "двоязычия" — корыстолюбие. Смысл опять тот же — ради обогащения, ради денег. То ты говорил, что со здоровьем у тебя порядок, а наступил момент решать вопрос с пенсией — и у тебя уже плохое здоровье! Ты совсем недавно поправился, молебен благодарственный уже отслужил, а инспектору врешь, что плохо себя чувствуешь! Корыстолюбие и пьянство — это то, что провоцирует наш язык и ведет нас к погибели.Нужно опасаться льстивых речей. А что такое — льстивые речи? В Притчах сказано: чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой (Притч. 6, 24). Так наставляет нас премудрый царь Соломон.Лесть, льстивый язык бывают очень часто связаны с грехом блуда. Премудрый Соломон предупреждает, что льстивый язык приводит к чужой женщине.Женщины, конечно, знают, как мужчины умеют льстить: столько наговорят, столько наобещают... Мужчины тоже часто выслушивают льстивые речи. Но мы должны избегать таких речей, братия и сестры! Как бы сладострастие ни подталкивало наш язык, как бы сребролюбие и корыстолюбие не соблазняли нас — мы должны помнить, что у нашего языка есть другое предназначение!Язык бывает еще и коварным. Если мы посмотрим опять Притчи, то найдем там такие слова: Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду (Притч. 17, 20).Что такое — лукавый язык? Это когда люди сплетничают друг про друга: услышал что-то о другом — и уже на ушко соседу пересказывает. Но сплетники — это люди, которых Сам Господь будет судить особым, строгим судом!В Евангелии сказано: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17). Но если ты распространяешь разные сплетни, слухи и домыслы — это и есть коварство языка!Итак, братия и сестры, язык нам дан не для того, чтобы мы говорили коварное; не для того, чтобы мы говорили льстивое, "двоязычное"; не для того, чтобы мы говорили неправду ради обогащения! Для чего же он дан?Пророк и псалмопевец Давид отвечает нам на этот вопрос: И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34, 28). Вот прежде всего для чего дал нам Господь язык — чтобы проповедовать правду Божию и каждый день возносить хвалу Богу!Братия и сестры, когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, поверьте мне, наш язык радуется: он и создан для того, чтобы прославлять Творца! Но если своим языком мы произносим коварные, льстивые, двуязычные, неправедные слова — помните, что он нам дан не для этого!Писание говорит и еще об одном назначении языка. Отчасти это отмечено в том тексте, который мы только что прочитали, но здесь говорится сугубо о пении: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!" Великое сотворил Господь над нами: мы радовались (Пс. 125, 2–3).Язык, исполненный пения... Когда в храме идет служба и весь народ едиными устами поет "Верую" или "Отче наш", или какую-то другую молитву — особый духовный подъем возникает тогда у верующих. Поистине наш язык должен быть исполнен радостного духовного пения — вот для чего он нам дан.И еще — о назначении нашего языка. В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть такие слова: дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11).Итак, братия и сестры: глаза нам даны, чтобы взирать на Начальника и Совершителя жизни; язык нам дан для того, чтобы проповедовать правду Божию, петь псалмы, исповедовать Христа; уши нам даны для того, чтобы с открытым сердцем воспринимать слово Божие, срастворяя его верой в своем сердце; ноги даны, чтобы спешить делать добро; руки — чтобы творить милость. Все, что Господь нам дал, Он дал для нашего блага.До грехопадения в человеческом существе царила гармония: тело находилось в единстве с душой. И к этому единству мы должны стремиться, чтобы, как сказано в Писании, наш дух, душа и тело непорочными сохранились к пришествию Сына Божия [1].Мы читаем следующий стих Послания апостола Иакова:И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 6).Вот, оказывается, откуда у нас бывают злые слова, матерные слова! Вот откуда "гнилые слова"! Апостол Павел, называя "гнилыми словами" непристойную речь, говорил: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... (Еф. 4, 29). Оказывается, все это идет прямо из ада — от геенны воспаляется.Я видел одного мужчину, который уж так ругался, так ругался... Я говорю ему: "Что же ты делаешь?! Зачем?" — "Для связки слов!".. Нет, не для связки слов: прямо от геенны воспаляется его язык, а он и сам этого не знает!Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим... (Иак. 3, 7).Этими словами апостол устыжает нас. Он говорит о том, что животный мир, который отдан во власть человеку, действительно подчиняется нам. Но почему же тогда человек не подчиняется своему Господу?Посмотрите, как коровы слушаются своих хозяев. В деревне я наблюдал, как распускают стадо: каждая корова знает, в какой двор ей идти. Идут, мычат — двое сюда завернули, одна — туда пошла... Животные находятся в полном подчинении у человека, как и сказано в Священном Писании: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Господь дал животных людям. Как собаки слушаются своих хозяев, хотя те и на задних лапах заставляют их ходить, и что только не вытворяют с ними! А собаки подчиняются своим хозяевам и преданно им служат!А человек в своем непослушании оказался хуже животного мира! Мы не можем научиться смирению даже у тех тварей, которые отданы нам в распоряжение. Вот почему апостол Иаков говорит: Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим.А дальше читаем:...а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак. 3, 8–9).Это на самом деле трагедия! Одним и тем же языком можно в начале дня прочитать утренние молитвы, а, уходя на работу, со злобой накричать на мужа, на детей, раздраженно хлопнуть дверью!Один мужчина говорил мне: "Батюшка, не давайте мне большое правило. Вот вы дали мне большое правило, а я на всех стал бросаться!" — "Как же так у вас получилось?" — "Я раньше только "Отче наш" читал и "Богородицу", а вы велели утреннее правило целиком читать. Мне трудно, я стал очень раздражительным..."Представляете, как получается: одним и тем же языком мы благословляем Бога, прославляем Царицу Небесную, чествуем Ангелов Господних, — и этим же языком произносим дурные слова!Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 10), — восклицает апостол Иаков в следующем стихе.Действительно, братия и сестры, не должно сему так быть. Мы должны стараться делать все для того, чтобы наша речь была прославлением имени Божия, проповедью правды Божией, исповеданием Христа. Мы должны серьезно осознать свою ответственность перед этим удивительным организмом — нашим телом, которое Господь дал нам, как инструмент. Наш язык должен быть неким оргАном, которым мы будем воспевать славу Господу, прославляя Его великие чудеса.Но я должен и предупредить вас: если мы не по назначению используем Органы нашего тела, Господь может нас лишить их. Если не прославляем Господа — зачем нам речь?! Причем не обязательно при этом и в немоту впадать: я видел людей, которые так спивались, что и говорить не могли!Одна женщина привела как-то в храм такого человека и говорит мне: "Батюшка, поговори с ним!" Я его спрашиваю, а он только мычит, как бык, и ничего сказать не может! Я говорю: "Он, наверное, много ругался?". — "Постоянно ругался!". Так же и уши... Если мы не слушаем Слово Божие, а слушаем только разные сплетни и слухи — может ослабевать слух.Поэтому, братия и сестры, задумайтесь. Отчего начинает падать зрение? Смотришь не туда, куда надо! Почему слабеет слух? Слушаешь не то, что полезно для твоей души! Могут и с языком возникнуть проблемы. Поэтому во всем мы должны искать только славы Господа!Я знал одного парализованного человека, полностью прикованного к постели: он не мог ни двигаться, ни говорить. Только мог одной рукой писать краткие записки. И вот в одной из них, написанной с невероятным трудом, он выразил понимание того, за что его так наказал Господь!Каждый христианин всегда должен знать, за что ему дается то или иное наказание, тот или иной недуг. Например, у меня сейчас почки заболели — я знаю, за что. Если у вас заболели уши, печень, что-то с ногами, — вы должны знать, почему это произошло. Если вы не будете знать, то вы не будете знать и где вам исправиться, подтянуться.И Господь наказывает нас не для того, чтобы отомстить или уничтожить: кого Он любит, того и наказывает [2]. Господь любит нас и наказывает как любящий Отец — чтобы вразумить, уврачевать, наставить. Об этом нам надо всегда помнить!И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). ^Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3, 19). ^Беседа шестаяЧасть 2В следующем стихе апостол Иаков предлагает другой пример:Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий (Иак. 3, 4).Братия и сестры, представьте себе огромный корабль. Он действительно приводится в движение мощным ветром, но направление его движения определяет руль. Держать этот руль может даже ребенок: повернул влево — и огромное судно понеслось влево, повернул вправо — движется вправо.Все вы знаете, что в начале XX века потерпело кораблекрушение огромное судно "Титаник". Почему это случилось? Потому что люди были очень самонадеянны, они хотели поставить некий рекорд — как можно быстрее прибыть из Старого света в Новый, из Европы в Америку. Те морские офицеры, которым был поручен руль, очень легкомысленно проводили время и не сразу заметили роковой айсберг. А когда заметили его, уже поздно было что-либо изменить!Точно так же и слова. Иногда скажешь враждебное слово — и всех сразу против себя настроил! Но подумай: вдруг ты уже в течение всей жизни ничего не сможешь изменить в этой ситуации?!Одна женщина как-то пришла ко мне и сказала: "Отец Олег, я уже почти пятнадцать лет враждую с родной сестрой и никак не могу с ней помириться! Я ей пыталась звонить, записки под дверь подсовывала, но она все равно не хочет со мной общаться!" Я спросил: "Почему? Что произошло между вами?". И она рассказала о том, что давным-давно, пятнадцать лет назад, она сделала сестре несколько колких замечаний по поводу ее маленьких детей. Она сказала ей тогда: "Ты совершенно ничего не умеешь: ни спеленать, ни накормить ребенка! Что ты за мать?!" Она сказала это потому, что на самом деле переживала за ребенка, которого, на ее взгляд, плохо покормили и завернули, — она сама это видела. То есть, в ее словах была объективная правда. Но этого нельзя было говорить так, как сказала она! И вот уже целых пятнадцать лет она не может примириться с родной сестрой, потому что удила страха Божия не ограничивали движения ее языка!Смотрите, что дальше говорит апостол Иаков:...так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак. 3, 5).Действительно, язык делает очень много! Мы знаем, что дети, балуясь со спичками, иногда устраивают настоящий пожар: чиркнули спичкой, занавеска загорелась — и пылает уже весь дом! Так и слова: они бывают очень опасными, поэтому их надо контролировать. Надо именно обуздывать свой язык.А что говорится о нашем языке в Священном Писании? Как нам понять, для чего Господь дал нам язык, как его правильно использовать?В Книге пророка Михея сказано: Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме? Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их (Мих. 6, 11–12). Пророк Михей обличает людей, которые своим языком говорят ложь. Ради чего они это делают? Часто ради наживы! У этих людей неправильные "весы", у них неверные "гири".Ради денег очень многие грешат языком. В мире бизнеса постоянно присутствует обман. Мы часто сталкиваемся с тем, что человек говорит неправду с единственной целью: получить для себя какую-то выгоду; выгоду материальную, а значит, преходящую, не имеющую вечного значения.Поэтому, братия и сестры, старайтесь никогда не лгать в своей жизни. Некоторые спрашивают: можно ли соврать врачу, чтобы получить другую группу инвалидности? Нет, этого делать нельзя! Даже если мы и приобретем какие-то деньги таким нечестным способом, они все равно не пойдут нам впрок!Братия и сестры, бойтесь движений языка, когда он лжет ради обогащения! На этом пути очень многие впали в грех. Очень опасно, когда люди двуязычны. В Писании сказано, что христиане должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы (1 Тим. 3, 8). Смотрите, как апостол, говоря о языке и "двоязычии", связывает это с вином и корыстолюбием! И действительно, когда человек выпьет, его язык сразу так начинает работать, что не остановишь! Пьяницы часто становятся "двоязычными": с одним — так говорят, с другим — иначе; одному — одно скажут, другому — другое... И не поймешь, что это за человек: он говорит всегда по-разному! "Двоязычие" — это когда мы непоследовательны в своих словах: сегодня говорим одно, а завтра другое. В пьяном состоянии это проявляется очень часто.Апостол Павел называет и другую причину "двоязычия" — корыстолюбие. Смысл опять тот же — ради обогащения, ради денег. То ты говорил, что со здоровьем у тебя порядок, а наступил момент решать вопрос с пенсией — и у тебя уже плохое здоровье! Ты совсем недавно поправился, молебен благодарственный уже отслужил, а инспектору врешь, что плохо себя чувствуешь! Корыстолюбие и пьянство — это то, что провоцирует наш язык и ведет нас к погибели.Нужно опасаться льстивых речей. А что такое — льстивые речи? В Притчах сказано: чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой (Притч. 6, 24). Так наставляет нас премудрый царь Соломон.Лесть, льстивый язык бывают очень часто связаны с грехом блуда. Премудрый Соломон предупреждает, что льстивый язык приводит к чужой женщине.Женщины, конечно, знают, как мужчины умеют льстить: столько наговорят, столько наобещают... Мужчины тоже часто выслушивают льстивые речи. Но мы должны избегать таких речей, братия и сестры! Как бы сладострастие ни подталкивало наш язык, как бы сребролюбие и корыстолюбие не соблазняли нас — мы должны помнить, что у нашего языка есть другое предназначение!Язык бывает еще и коварным. Если мы посмотрим опять Притчи, то найдем там такие слова: Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду (Притч. 17, 20).Что такое — лукавый язык? Это когда люди сплетничают друг про друга: услышал что-то о другом — и уже на ушко соседу пересказывает. Но сплетники — это люди, которых Сам Господь будет судить особым, строгим судом!В Евангелии сказано: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17). Но если ты распространяешь разные сплетни, слухи и домыслы — это и есть коварство языка!Итак, братия и сестры, язык нам дан не для того, чтобы мы говорили коварное; не для того, чтобы мы говорили льстивое, "двоязычное"; не для того, чтобы мы говорили неправду ради обогащения! Для чего же он дан?Пророк и псалмопевец Давид отвечает нам на этот вопрос: И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34, 28). Вот прежде всего для чего дал нам Господь язык — чтобы проповедовать правду Божию и каждый день возносить хвалу Богу!Братия и сестры, когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, поверьте мне, наш язык радуется: он и создан для того, чтобы прославлять Творца! Но если своим языком мы произносим коварные, льстивые, двуязычные, неправедные слова — помните, что он нам дан не для этого!Писание говорит и еще об одном назначении языка. Отчасти это отмечено в том тексте, который мы только что прочитали, но здесь говорится сугубо о пении: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!" Великое сотворил Господь над нами: мы радовались (Пс. 125, 2–3).Язык, исполненный пения... Когда в храме идет служба и весь народ едиными устами поет "Верую" или "Отче наш", или какую-то другую молитву — особый духовный подъем возникает тогда у верующих. Поистине наш язык должен быть исполнен радостного духовного пения — вот для чего он нам дан.И еще — о назначении нашего языка. В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть такие слова: дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11).Итак, братия и сестры: глаза нам даны, чтобы взирать на Начальника и Совершителя жизни; язык нам дан для того, чтобы проповедовать правду Божию, петь псалмы, исповедовать Христа; уши нам даны для того, чтобы с открытым сердцем воспринимать слово Божие, срастворяя его верой в своем сердце; ноги даны, чтобы спешить делать добро; руки — чтобы творить милость. Все, что Господь нам дал, Он дал для нашего блага.До грехопадения в человеческом существе царила гармония: тело находилось в единстве с душой. И к этому единству мы должны стремиться, чтобы, как сказано в Писании, наш дух, душа и тело непорочными сохранились к пришествию Сына Божия [1].Мы читаем следующий стих Послания апостола Иакова:И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 6).Вот, оказывается, откуда у нас бывают злые слова, матерные слова! Вот откуда "гнилые слова"! Апостол Павел, называя "гнилыми словами" непристойную речь, говорил: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... (Еф. 4, 29). Оказывается, все это идет прямо из ада — от геенны воспаляется.Я видел одного мужчину, который уж так ругался, так ругался... Я говорю ему: "Что же ты делаешь?! Зачем?" — "Для связки слов!".. Нет, не для связки слов: прямо от геенны воспаляется его язык, а он и сам этого не знает!Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим... (Иак. 3, 7).Этими словами апостол устыжает нас. Он говорит о том, что животный мир, который отдан во власть человеку, действительно подчиняется нам. Но почему же тогда человек не подчиняется своему Господу?Посмотрите, как коровы слушаются своих хозяев. В деревне я наблюдал, как распускают стадо: каждая корова знает, в какой двор ей идти. Идут, мычат — двое сюда завернули, одна — туда пошла... Животные находятся в полном подчинении у человека, как и сказано в Священном Писании: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Господь дал животных людям. Как собаки слушаются своих хозяев, хотя те и на задних лапах заставляют их ходить, и что только не вытворяют с ними! А собаки подчиняются своим хозяевам и преданно им служат!А человек в своем непослушании оказался хуже животного мира! Мы не можем научиться смирению даже у тех тварей, которые отданы нам в распоряжение. Вот почему апостол Иаков говорит: Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим.А дальше читаем:...а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак. 3, 8–9).Это на самом деле трагедия! Одним и тем же языком можно в начале дня прочитать утренние молитвы, а, уходя на работу, со злобой накричать на мужа, на детей, раздраженно хлопнуть дверью!Один мужчина говорил мне: "Батюшка, не давайте мне большое правило. Вот вы дали мне большое правило, а я на всех стал бросаться!" — "Как же так у вас получилось?" — "Я раньше только "Отче наш" читал и "Богородицу", а вы велели утреннее правило целиком читать. Мне трудно, я стал очень раздражительным..."Представляете, как получается: одним и тем же языком мы благословляем Бога, прославляем Царицу Небесную, чествуем Ангелов Господних, — и этим же языком произносим дурные слова!Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 10), — восклицает апостол Иаков в следующем стихе.Действительно, братия и сестры, не должно сему так быть. Мы должны стараться делать все для того, чтобы наша речь была прославлением имени Божия, проповедью правды Божией, исповеданием Христа. Мы должны серьезно осознать свою ответственность перед этим удивительным организмом — нашим телом, которое Господь дал нам, как инструмент. Наш язык должен быть неким оргАном, которым мы будем воспевать славу Господу, прославляя Его великие чудеса.Но я должен и предупредить вас: если мы не по назначению используем Органы нашего тела, Господь может нас лишить их. Если не прославляем Господа — зачем нам речь?! Причем не обязательно при этом и в немоту впадать: я видел людей, которые так спивались, что и говорить не могли!Одна женщина привела как-то в храм такого человека и говорит мне: "Батюшка, поговори с ним!" Я его спрашиваю, а он только мычит, как бык, и ничего сказать не может! Я говорю: "Он, наверное, много ругался?". — "Постоянно ругался!". Так же и уши... Если мы не слушаем Слово Божие, а слушаем только разные сплетни и слухи — может ослабевать слух.Поэтому, братия и сестры, задумайтесь. Отчего начинает падать зрение? Смотришь не туда, куда надо! Почему слабеет слух? Слушаешь не то, что полезно для твоей души! Могут и с языком возникнуть проблемы. Поэтому во всем мы должны искать только славы Господа!Я знал одного парализованного человека, полностью прикованного к постели: он не мог ни двигаться, ни говорить. Только мог одной рукой писать краткие записки. И вот в одной из них, написанной с невероятным трудом, он выразил понимание того, за что его так наказал Господь!Каждый христианин всегда должен знать, за что ему дается то или иное наказание, тот или иной недуг. Например, у меня сейчас почки заболели — я знаю, за что. Если у вас заболели уши, печень, что-то с ногами, — вы должны знать, почему это произошло. Если вы не будете знать, то вы не будете знать и где вам исправиться, подтянуться.И Господь наказывает нас не для того, чтобы отомстить или уничтожить: кого Он любит, того и наказывает [2]. Господь любит нас и наказывает как любящий Отец — чтобы вразумить, уврачевать, наставить. Об этом нам надо всегда помнить!И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). ^Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3, 19). ^Часть 1Как вы уже, наверное, обратили внимание, братия и сестры, когда мы беседуем с вами по одному из разделов Библии, то стараемся смотреть, что говорится по этому же поводу в других местах Священного Писания. Это очень важно, потому что в Писании сказано, что любое дело устанавливается при двух-трех свидетелях [1].Это относится не только к мирской, но и к духовной жизни. Нельзя строить религиозную жизнь на основе библейского стиха, выхваченного из контекста: надо стараться изучать всю Библию, чтобы держаться не частностей, понятых неправильно, а всего объема той истины, которая запечатлена на страницах Священного Писания.Мы продолжаем чтение Соборного послания святого апостола Иакова.Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 11).Тут сразу возникает вопрос: о какой воде идет речь? Что такое — сладкая и горькая вода? Имеем ли мы право решать самостоятельно — основываясь на том, как нам показалось, — о какой воде идет тут речь?В Священном Писании сказано: имейте веру Божию (Мк. 11, 23). Это значит, что мы не имеем право гадать относительно того или иного библейского текста или выражения. Слово Божие истолковывает себя само: в самом Священном Писании мы можем найти свидетельства, подтверждающие каждое слово этого же Писания.Если мы хотим правильно понять, что подразумевает апостол Иаков под выражением "сладкая вода" (это же не "Пепси-Кола", не газированная вода — конечно, это что-то другое), то должны внимательно изучать Священное Писание.Читая пятнадцатую главу Книги Исход, мы начинаем догадываться, что на самом деле обозначает выражение "сладкая вода": [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его (Исх. 15, 25).Вода в Библии — это символ слова Божия. И сейчас, по прочтении этого отрывка, мы начинаем понимать, что под источником сладкой воды подразумеваются Божии уставы и Божии законы. Здесь так и сказано: и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.Естественно, где закон, там и испытание — можем ли мы исполнить этот закон. Потому что заповедь испытывает нашу душу, обнаруживая наши грехи или нашу праведность: либо мы верны закону, либо отступаем от него. Конечно, закон Божий — сладок для верующего человека!Я часто вспоминаю свои юные годы. Как это ни странно, но когда мне было лет пятнадцать-шестнадцать, я особенно любил читать книгу "Второзаконие". Позднее я часто думал — почему? И мне стало понятно: когда человек молодой — он входит в жизнь и хочет знать, что можно и что нельзя делать.Часто бывает, что новоначальные (люди, недавно пришедшие в Церковь) задают такой вопрос: "Покажи четко, что я должен делать, а что — нет!". Поэтому действительно очень важно, когда в начале своего пути мы определяемся: что есть заповедь Божия, чего от нас хочет Бог, а чего Он от нас не хочет.Сладость закона — это сладость познания. Это вхождение в ту мудрость Господню, которая делает человека праведным. Но не надо думать, что закон Божий всегда будет сохраняться в чистоте (в том смысле, что люди всегда будут правильно понимать закон Божий). Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим. 7, 12), — сказано в Писании, а мы грешны. И поскольку мы грешны, то неизбежно начинаем искажать заповеди Творца, пытаемся их понять по-своему.Случается так, что человек берет закон и по-своему его истолковывает. Это грех! Но еще больший грех, если человек думает, что из одного источника может течь и сладкая, и горькая вода; если мы говорим: "Что-то в Библии мне полезно, а что-то устарело, вредно и мне уже не нужно!"Поэтому апостол Иаков и спрашивает: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Иными словами, он говорит: "Если вы Бога называете своим Господом, то принимайте все Его слова!" Почему же мы охотнее принимаем для себя из Писания то, что касается, например, нашего прощения?Вы, наверное, заметили, братия и сестры, что самой любимой темой моих проповедей является тема покаяния и милосердия Божия. Но, с другой стороны, ведь мы должны говорить и о Божиих карах, о Божием наказании. Для меня это всегда тяжелая тема; вам тоже, наверное, тяжело слышать, когда мы говорим о наказании, о Божиих карах, которые приходят на грешников. О Божием милосердии и Божием прощении говорить, конечно, намного радостнее. Но мы должны научиться принимать все слова Господа одинаково. Может быть, они и покажутся нам горькими — наш долг относиться к ним как к истине, о которой сказано: "сладкая вода". Таким образом, для нас с вами, братия и сестры, одинаково полезно все: и когда Господь прощает нас, и когда Он нас наказывает!О том, что закон Божий со временем будет изменяться людьми, что люди попытаются его исказить, — тоже предупреждает нас Священное Писание. Смотрите: Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище (3 Езд. 5, 9). Итак, братия и сестры, вы видите, как один библейский стих продолжает другой.Итак, теперь мы начинаем правильно все понимать. Сначала вроде бы было совершенно непонятно, о чем говорит апостол Иаков: "сладкая вода", "горькая вода"... Но слово Божие поясняет нам, что "сладкая вода" — это твердое стояние за уставы и законы Бога, это изложение Божественных законов и уставов. И вот, в Книге Ездры мы читаем, что сладкая вода будет сделана соленой: то есть найдутся такие люди, которые будут использовать закон Божий для того, чтобы исказить его смысл. Тогда поистине сладкое они сделают соленым, светлое — темным, горячее — холодным. Даже в наше время есть люди, которые, хотя и берут в руки закон Божий как книгу, но делают это для того, чтобы все толковать по-своему. И изменяют все с точностью до наоборот. Про времена, когда будут происходить такие изменения и искажения слова Божия, Ездра пишет: Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с Неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ (3 Езд. 5, 8). Вот что будет предшествовать тем временам, когда люди возьмутся искажать закон Бога, нарушать заповеди Творца и из сладкого делать соленое, как мы здесь прочитали. Это времена смятений. А что такое смятение? Смятение — это когда люди не уверены в завтрашнем дне: у них возникают страх, испуг, отчаяние — что будет дальше?Сейчас в нашей стране произошла девальвация и люди не уверены в том, что их зарплата даже до конца месяца что-то будет значить. Мы не уверены и в том, что жизнь будет по-прежнему мирной. Например, что сейчас делают США? Многим странам мира они диктуют свою волю путем военной силы. Для чего это делается? Не для того же, чтобы просто мусульман пугать! [2] Все диавольские агрессии всегда направлены, прежде всего, против народа Божия, против православных. Это делается для того, чтобы у нас, у русских православных людей, а также и у других православных посеять в сердцах страх и неуверенность. Если в сердце будет страх, мы будем бояться. А когда человек боится, он пресмыкается, он может стать даже предателем. Это очень опасно!Соединенные Штаты, культивирующие разврат и насилие, хотят сейчас всех запугать и уже запугивают с помощью ракет и бомбардировок. Это только на словах они, якобы, хотят навести порядок или обезвредить террористов: мы знаем, что их бомбы и ракеты падают на жилые кварталы, разрушают дома мирных жителей, убивают женщин и детей. Истинная цель, которую они преследуют, — всех напугать и сделать заложниками страха. И, действительно, кому-то становится страшно! Даже наше правительство уже боится: а вдруг среди нас есть предатели, шпионы американские? И вот, в людях посеян страх — кругом враги, внутренние и внешние!.. Это и есть настоящее смятение, когда человек не уверен в сегодняшнем дне, не говоря уже о завтрашнем.С одной стороны, о последних временах в Писании говорится, что тогда часто будет посылаем с неба на землю огонь, и люди будут погибать. Эти слова можно истолковать так, что, по попущению Божию, люди будут уничтожаемы смертельным огнем ракет [3]. С другой стороны, в настоящее время ученые крайне обеспокоены тем, что кометы и другие небесные тела часто падают на землю. И говорят о том, что в непосредственной близости от нашей планеты в последнее время наблюдаются огромные кометы, готовые упасть на землю. Это, в свою очередь, может привести к серьезным катастрофам и глобальным катаклизмам.В Писании также сказано, что дикие звери переменят места свои, то есть сменят места обитания. Но сейчас это на самом деле происходит. Звери где только ни появляются: они покидают привычные места обитания, спасаясь от всякой "химии", бегут из отравленных лесов, от зараженных источников; миграции их действительно стали очень хаотичными.Сказано, что нечистые женщины будут рожать чудовищ. С одной стороны, здесь говорится о том, что будут рождаться дети-уроды. Таких детей будет много именно потому, что женщины станут нечистыми и перестанут исполнять заповеди Божии. Но не надо думать, что только женщины будут виноваты в этом: ведь женщина не может родить сама по себе. Если жена нечиста, то муж ее (или просто тот человек, который является отцом ребенка) — дважды нечист! Почему он мог допустить, чтобы она стала такой? Он дважды виновник!В Писании так и сказано: кто женится на разведенной (то есть на блуднице. — Авт.), тот прелюбодействует (Мф. 19, 9).Но чудовищами, которые рождаются в наше время, вполне можно назвать и некоторых современных молодых людей, среди которых подчас есть такие, которые даже страшнее чудовищ! Посмотрите, какая у нас сейчас молодежь, какие чудовищные преступления совершают молодые люди! Да, это поистине чудовища, которые окружают нас с вами!Буквально два дня назад ко мне прибежал взволнованный алтарник нашего храма и рассказал неприятную историю, очевидцем которой ему пришлось быть. Он ехал в метро и видел, как такие высокие, хорошо одетые молодые люди обступили пожилого мужчину и полностью обчистили его карманы. Потерпевший был сильно напуган: он понимал, что если будет протестовать, его могут и убить. Вокруг было много народа, но никто не вмешался! А бандиты спокойно вышли из метро и пошли в "Макдональдс".И вот, они сидят и закусывают, а алтарник прибежал ко мне и говорит: "Отец Олег, надо что-то делать. Я своими глазами видел, как все это было!" — "Ну, давай в милицию позвоним". Набираем "02", никто не подходит... Куда еще звонить? У меня был телефон 47-го отделения милиции: набираю номер, жду, тоже никто не подходит...Братия и сестры, сейчас у нас такая жизнь, что на тебя нападут, и ты будешь час сидеть у телефона, пока ломают твою дверь, и никуда не дозвонишься. А ведь нашу дверь целый час ломать не надо: ее один раз толкнешь — и она сломается! Поэтому смятение сейчас действительно большое: ведь эти чудовища на свободе — и их много, этих преступных чудовищ!И сказано в Писании, что именно в эти времена — когда наступит смятение, когда с неба будет падать огонь, когда дикие звери переменят места своего обитания, когда женщины будут рожать чудовищ, — в эти времена сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище. А дальше написано: Многие будут искать его (то есть разум. — Авт.), но не найдут; и умножится на земле неправда и невоздержание (3 Езд. 5, 10).И, посмотрите, как Ездра описывает эти времена: Одна область будет спрашивать другую, соседнюю: "Не проходила ли по тебе правда, делающая праведным?" И та скажет: "Нет" (3 Езд. 5, 11).Сегодня мы видим, братия и сестры, в каком смятении губернаторы, которые руководят областями. Один у другого спрашивает: "Может, у тебя получше?" А тот отвечает: "Нет, еще хуже!" По телевизору постоянно показывают, как то один, то другой губернатор выступает: люди как бы пытаются найти, где жизнь лучше, но у всех свои проблемы.И далее Ездра пишет: Люди в то время будут надеяться, и не достигнут желаемого; будут трудиться, и не управятся пути их (3 Езд. 5, 12). То есть труд станет бесполезным: честный человек никогда не сможет заработать в том обществе, где господствуют преступники. А кто сможет заработать в таком обществе? Только жулик или преступник! И правильнее сказать — не заработать, а украсть.Вот в какие чудовищные времена мы с вами живем, братия и сестры! И нам становится понятно, почему именно в эти времена сладкие воды сделаются солеными: закон Божий будут намеренно искажать, будут стараться отменить его, загнать в гетто, в резервацию. Будут говорить так: "Библия — это для верующих, а для государства — у нас свои законы. Библия — это для христиан, а для страны — у нас Конституция, кодексы и т.д.". И будут так учить людей — и уже учат, а мы спокойно смотрим на то, что наше государство стало светским и перестало быть религиозным, то есть перестало подчиняться воле Творца! И мы считаем, что это в порядке вещей?! Если так, то мы — предатели закона Божия! Ведь мы с вами должны признавать только этот закон и всячески избегать попытки его искажения.Бывает, что окружающие нас спрашивают: "Как быть нашей стране?"... Сейчас вообще все интересуются: "Что нам делать? При Черномырдине было тяжело, при Кириенко — еще хуже... Что же делать? За кого голосовать? На что надеяться?"... И тут нам нужно прямо отвечать: "Надеяться надо на Бога! Человеческие законы тут не помогут: изучайте закон Божий!". И, подчинясь воле Творца, Его абсолютной власти (а вся власть, как мы выяснили, принадлежит только Богу), мы все действительно будем народом Божиим. Пусть среди волков — но народом Божиим! Пусть во тьме, окружающей нас, — но свет Христов будет светить и в этой тьме, и тьма его не обымет!Поэтому мы с вами, братия и сестры, не должны принимать участия в политических играх. Только Господь Бог — Царь наш, Он — Правитель наш. И сказано, что без Его воли и волос с головы нашей не пропадет (ср.: Лк. 21, 18). Но если даже волос не упадет без Его воли — неужели Господь не сможет управить нашу семейную жизнь, не научит нас, как правильно воспитывать детей, как обустроить свою землю, как управлять своим государством?Да не будем безумны! Только Господь обладает полнотой мудрости и истиной, а истина эта — заповеди Божии. Каждая заповедь Божия учит нас — как жить, как правильно поступать, как выстраивать отношения с соседними государствами... В Писании регулируются все вопросы, абсолютно все! А нам говорят: "Библия уже не актуальна! Пусть в церкви читают Библию".Однажды в качестве консультанта меня вызвали в суд по вопросу, связанному с религией. И когда я открыл Священное Писание и стал читать, все закричали: "Библия — это не книга для суда, у нас другие книги!". Так оно и есть на самом деле: мы и не заметили того, братия и сестры, как люди отказались от закона Божия и заменили заповеди Творца человеческими преданиями! А человеческие предания, басни, слухи, сплетни — это все пустое, все от лукавого.Поэтому мы, православные христиане, среди всеобщего смятения не должны поддаваться общей панике: мы знаем, что в то время, когда все земные правительства шатаются и находятся на грани войны — Престол Господа не шатается, он стоит твердо! В то время, когда все законы в нашем государстве не работают и не действуют — заповеди Божии всегда неизменны и святы! Мы должны твердо в это верить.Границы все время переделываются, государства объединяются, разъединяются (в Восточной Европе все делятся, в Западной — все объединяются) — это все людское, это люди делают что-то свое. Царство Божие едино, и оно будет как на Небе, так и на земле!О чем мы просим в "Молитве Господней"? "Да приидет Царствие Твое..., яко на Небеси и на земли". То есть рано или поздно все эти человеческие границы пропадут и будет только Царствие Божие! И власть будет только одна — от Бога, яко на Небеси и на земли. Поэтому не будем связывать себя с временными спекуляциями современной политики, но будем тверды в нашем стоянии за правду Божию.Вот почему апостол Иаков говорит: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Если ты принял волю Божию — прими ее полностью, будь с ней согласным во всем!При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (2 Кор. 13, 1). ^Проповедь была произнесена в период очередной бомбардировки Ирака. ^Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! (Ис. 50, 11). ^Часть 2