Ерёмина В. М.

Подводя итоги длительного периода монашества (~1500 лет), Серафим Саровский говорил: существует три служения, за которые нельзя браться без особого призвания Божия. Это суть: служение отшельничества, служение Христа ради юродства и служение настоятельства.

Закончим все же катафатическим восхвалением. “Собеседники ангелов” - а в чем?

Предупреждение и корректив ангельский – это, ведь, дело отрицательное тоже, т.к. при ошибке, спотыкании, при преткновении, а настоящее дело – это совместное славословие Творца и ангельская дружба. Ангелы, ведь, друг другу припевают “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь неба и земли, славы Твоея… Осанна в вышних…” Так и пустынники во время своих редких свиданий, как собеседники ангелов, совершают, главным образом, хвалу. Это внутреннее возвращение к статусу первенствующей Церкви до великого рассеяния. Это блаженное состояние, когда молитва перестает быть прошением, а становится славословием и хвалой.

История Церкви. №14.

1 Новое монашеское служение Церкви. Монастырское монашество.

2 Монастырь – как духовная семья. Значение устава и дисциплины. Монашеская община – киновия. 3 Великие киновиархи: Пахомий Великий, Илларион Великий, Василий Великий, Савва Освященный, Феодосий Великий и другие. Монашество начиналось с отшельничества, с уединенного подвига. Антоний Великий и Пахомий Великий начинали с пустынножительства. Этот подвиг пустынножительства связан с уединенным духовным творчеством. Какого рода это творчество? - Это откровения, это какие-то ангельские посещения или посещения святых. Это богомыслие, никем не проверяемое, и это молитва, в которой человек предоставлен самому себе и Богу. Монашеское уединение как раз и определял пафос - одиночество …Кто познал сладость кельи, тому нечего делать с людьми…/Феодор Фермейский/. И, наконец, откровения, которые получает отшельник, даже если они истинные, а они могут быть ложными, остаются его достоянием, т.е. максимум – какое-то свидетельство получают 2-3 ученика и этот подвиг оказывается опасным. Примеры великого церковного предания из древнего патерика (патерик – отечник – это собрание свидетельств об отцах) повествует так. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: (Лк.17,9) - “мы рабы ничего не стоящие (по-славянски – не ключимые), потому и сделали, что должны были сделать”. Примеры из Церковного Предания. Патерик повествует: “Был болен великий по имени (так считали все жители города) отшельник. Подвизался он в Египте в нижнем течении Нила. О его болезни плакал весь город, ибо все считали, что только ради его молитв Господь дает жителям города хлеб и воду и избавляет от бедствий. Но один прозорливый старец, притом живущий между людьми, получает откровение от Господа - … Эта душа не утешила Меня ни одного часа (а слова были обращены к ангелу, изхищающему души из тела) и ты ее не милуй, ибо не получит покоя” и тогда служитель Тартара много мучил этого “подвижника” благочестия и душа его пошла “вниз”. И так, в чем опасность уединенного подвига? У человека может быть вкус духовный, но в противоположность любви, т.е. ему не нужно никакое земное стяжание, но любит он в глубине души самого себя, а не Господа, т.е. развивается гордыня. Но знает об этом в тайниках души он сам и знает об этом Господь, а всем остальным он кажется праведным. (Как сказал бес Макарию Великому – “ты постишься, а я совсем ничего не ем”). Противоядием этому яду гордости – только любовь ко Господу и полное трезвое сознание своей греховности, потому еще они просили Господа – дать им созерцание (понимание) своих грехов. Не проступков, а вот этой внутренней скверны, а проступков нет. Поэтому отшельническая мудрость говорит: “блажен, кто видел ангела, и трижды блажен, кто видел самого себя”. Для таких людей, как преподобная Мария Египетская - для нее броней служат воспоминания о тяжкой бесстыдной жизни о ее прошлом до 29-ти лет. Но ведь такая броня есть не у всех. Павел Фивейский – человек редкостной простоты, но ведь и такая простота есть не у всех. И вот тогда начинаются соблазны.