Введение в Ветхий Завет

Притчи проникнуты упованием на неотвратимое наказание любого нераскаянного грешника и посюстороннее блаженство мудрого праведника.

«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими…»

(как верно подмечено: лгун нервничает, его и походка выдает!)

«…коварство в сердце его; он умышляет зло … сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, Вдруг будет разбит — без исцеления».

(6, 12-15)

(тут на ум сразу приходит немалое число исторических примеров)

«Вот шесть, что ненавидит Господь … глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». (6, 16-19).Таким методом перечисления автор пользуется довольно часто: «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб, позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей». (30, 21-23)Отметим попутно, что направляя не только дела, но и слова, желания и мысли юного слушателя, автор Притч свидетельствуют о ВЗ-ной аскетике: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет … Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи … При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит.(10, 3, 12, 19, 22) Благотворительная душа будет насыщена, и кто напаяет других, тот и сам напоен будет». (10, 3, 12, 1119, 22; 11, 25).Ведь никаким законом не научишься правильной оценке собственного поведения: «Не учащай входить в дом друга своего, чтобы он … не возненавидел тебя» (25, 17)Не сможет апеллировать к Закону пострадавший от зависти и лицемерия, но Мудрый предупреждает: «Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его … Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (23, 6, 8)Необходимо отметить, что большинство поучений строятся на метком противопоставлении, которое само по себе обусловлено свободным нравственным выбором человека; реже они строятся на сравнении или усилении смысла: «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. В полу бросается жребий, но всё решение его — от Господа. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Лучше блюдо зелени, и при нем мир, нежели откормленный бык, и при нем раздор. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая — и безрассудная. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. На разумного сильнее действует выговор, чем на глупого сто ударов. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих».