Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Особенная черта корыстолюбия состо­ит в том, что оно разделяет человека с самим собою, двоит его характер, скрывающийся под покровом лицемерия, и вносит всюду плу­товство, обман, несогласие и разделение. На­против, чудо христианской любви состоит в том, что она теснейшим образом соединяет людей, которые имеют часто совершенно проти­воположные виды и различные страсти, так что они представляются все имеющими одну душу и одно сердце, и отсюда, одни и те же желания, одни и те же наклонности и одни и те же при­вязанности. Бескорыстие — добродетель святаго общества Апостольского составляло славу пер­венствующей Церкви. К сему-то, достойному удивления, общению первых верующих впо­следствии призывал Апостол Христиан Ефес- ских, говоря: тщащееся блюсти единение духа в союзе мира; ибо у вас одно тело и один дух, так как вы и призваны к одной надежде звания вашего (Еф.4, 3.4).

Счастливо общество, среди которого не было ни одного бедного! Потому что богатые, обладаемые любовью к вечным благам, считали своею обязанностью не допускать своих братьев до оскудения временными благами. Дары, рас­точаемые ими, были тем великодушнее, чем бо­лее зависели от произвола их; дары сии с одной стороны были свидетельством взаимного благо­расположения между Христианами, с другой - презрения к земным благам, которое заповедует вера. Анания и Сапфира рассчитывали оказать внешнюю услугу обществу, повергнув к стопам апостолов всё свое имущество, но солгали каса­тельно целости дара своего. Напрасно нечести­вые защитники, от природы негодные, стараются оправдать важное преступление Анании и Сап­фиры. Не Св. Петр наказал сие преступление; ибо его слово могло ли без силы Божией иметь в себе столько могущества? Но Сам Господь, Которого премудрость может быть хотела предупредить другие соблазны и даже большие злоупотребле­ния. Какой спасительный страх в самом деле объ­ял всю церковь по случаю внезапной и страшной казни Анании и Сапфиры! Самое верное средство предупредить беспорядки, как в порядочном се­мействе, и среди образованного народа, как и бес­порядки одного лица, - это уметь наказывать первые уклонения, в своё время.

Анания и Сапфира представляют поразитель­ное изображение тех неразумных, которые ду­мают совместить дух мира сего с наружным ви­дом благочестия. Безумные! Что они оставляют для мира, то препятствует им наслаждаться удовольствием, проистекающим из, преданно­сти Богу; равно как на оборот и то, что они дают Богу, препятствует пользоваться удовольствия­ми, которых они ожидают от мира. А сколько подобных Анании в нынешнем веке притворства, коварства и сребролюбия. Столько ныне людей, которые открыто и громко говорят всякому встречному, что они друзья, защитники, даже мученики религии и здравой философии, если бы того потребовали обстоятельства, а в самом деле они готовы продать себя в услужение тому, кто даст им больше, - сплетники, хвалящие­ся хорошим тоном, просители или бесстыдные обещатели! Их мнения, их дарования, их перо, в одно и тоже время дружны с истиною и ло­жью, ласкательством и злословием, соблазном и хорошим примером. Они также неустрашимо смеются над добром, которое иногда своенравно превозносят похвалами, как и над злом, которое преследуют своею фарисейской ревностью. Та­ких людей везде много. Общественные летопи­си представляют нам великое множество таких странных людей, таких проповедников нрав­ственности на словах, таких беззаконных судей, таких значительных и гордых особ, которых ку­сок золота, ничтожные подарки, а иногда даже несколько медных грошей делают мягкими, как воск, услужливыми подобно рабам. Другие же легко допущают увлекать себя лестью, - этой фальшивой и ничтожной монетой тощих умов. Когда честный и бескорыстный человек с умом и совестью встречается с ними, они не понимают его языка; ибо скромность Христианская не есть низость, равно как смирение не есть уничиже­ние. Чтобы сделаться понятным для них, он дол­жен унизиться и ползать, а у него честь и нача­ла - не пустые слова и ложный блеск как у них. Бедные люди, им нужно плотнее прикрываться, даже личина их им изменяет! Религия их опла­кивает, разум их клеймит позором, человек с чувством бегает их, злой смеётся над ними, а между тем большой свет их терпит; но придёт смерть, а в вечности правосудие!!!

Обращение святого Павла

(Деян. гл. 9)

«Савл, дыша угрозами и убийством на уче- «В^®ников Господних, пришёл к Первосвя­щеннику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих учению Христову, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл и при­ближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с небеси; и, падши на землю, он услышал голос, говорящий ему: Савл! Савл! Что ты Меня гонишь? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и уЖасе сказал: Го­споди! Что повелишь мне делать? А Господь ему: встань и пойди в город; и сказано будет тебе, что надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стоя­ли в оцепенении, голос слыша, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами ни­кого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. Три дня не видел он и не ел, и не пил.

Тогда был в Дамаске один ученик, име­нем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я Господи. Господь же ему: встань и поди на улицу, так называемую прямую, и сыщи в Иудином доме Тарсяни- на, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении человека именем Ананию, пришед­шего к нему и возложившего на него руку, что­бы возвратить зрение. Анания ответствовал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иеруса­лиме; и здесь имеет он власть от первосвящен­ников, вязать всех призывающих Твоё имя. Но Господь сказал ему: Поди, ибо сей человек есть Моё избранное орудие и пронесет имя Моё к на­родам и царям, и сынам Израилевым. И Я по­кажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё. Анания пошёл и вошёл в,дом, и, возложив на него руки, сказал: Брат Савл! Господь Ии­сус, явившийся тебе на дороге, которою ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его; и вдруг стал он видеть, и, встав, кре­стился. И приняв пищи, укрепился. И был равл несколько времени с учениками в Дамаске, и тотчас стал проповедовать в синагогах об Ии­сусе, что Он есть Сын Божий. И все слышав­шие дивились, и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие; да и сюда за тем пришёл, чтобы вязать и ве­сти к первосвященникам? Савл же более и более укреплялся и переспоривал Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Иисус есть Христос».НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯНе достаточно было для Савла омочить свои руки в крови Святого Стефана и сделать целуюЦерковь поприщем своего преследования; его кровожадная ярость требовала ещё новых жертв; но кровь Стефана умоляла Господа о ми­лосердии к палачам, убившим его, и он получил просимое. Стефан умирает, его голос осуждён на молчание; голос Савла, сделавшегося Пав­лом, скоро раздаётся подобно звуку трубы. Так Бог не оставляет Своей Церкви и вознагражда­ет её потери новыми дарами ещё более славны­ми. В то самое время, когда Савл дышал только угрозами и убийством, Иисус Христос соверша­ет над ним Свою победу.Божественный Спаситель не ожидает, пока сама чрезмерность вражды гонителя заставит его умерить себя, и сия вражда смягчится сама собою: нет, Он хочет торжествовать над ним, когда его страсти находятся в высшей степе­ни напряжения, для того, чтобы показать силу Своего могущества, покоряя его среди самых пылких его порывов. Как прохладная роса, ни­спадающая с неба, голос Спасителя погашает пылающую страсть, которая пожирает его.«Какое великое чудо, - восклицает Святой Иоанн Златоуст, - обращение Святого Павла! Пётр отрёкся Иисуса Христа во время Его жиз­ни; Павел исповедовал Его по смерти Его. Поис­тине, восторжествовать над Павлом, склонить его под иго Евангелия было чудо более могуще­ственное, нежели воскрешение мёртвых одним осенением тени Своей. Здесь природа повино­валась верховному порядку, которому противо­борствовать она не имела власти; но там была свобода повиноваться и не повиноваться; и через сие-то особенно открывается могущество Бога, Который знал, как преклонить её к повинове­нию. По сему, переменить волю такого человека, было чудо высшее, нежели повелевать природе». Приведение Павла к стопам Иисуса Христа, по­сле того как Иисус Христос умер и был положен во гробе, - вот особенное торжество Религии! Только попустив ему истощить всю свою нена­висть, призвал его Иисус Христос, чтобы под­твердить неопровержимыми доказательства­ми истину Своего воскресения и Своего учения. Пётр, проповедующий воскресение, мог ещё казаться подозрительным. Умы упорные, спо­собные закрывать свои взоры перед доказатель­ством, которое представляло им свидетельство такого человека, который сперва с клятвою от­вертись своего Наставника, потом исповедует Его и предает за Него самую жизнь свою, чего конечно он не мог бы сделать без самого искрен­него убеждения, - сии упорные умы могли бы сказать, что Пётр проповедует воскресение Ии­суса только потому, что он был Его учеником, разделял с Ним трапезу, жил три года в сообще­стве с Ним и увлечён был льстивыми обещания­ми. Но когда Павел, никогда не видавший и не слыхавший Иисуса; не бывший в числе Его по­следователей во время земной Его жизни, и же­стоко враждовавший против Него даже после Его распятия, без милосердия предававший смерти верующих в Него, оставляя за собою по­всюду трепет и ужас, - когда сей Павел внезапно изменяется, проповедует Иисуса с гораздо боль­шею ревностью и трудами, нежели собственные ученики Христовы; - то возможно ли, спросим мы после всего этого, не верить в воскресение Иисуса Христа? Ибо, если Христос не воскрес, то кто мог привлечь к христианству столь же­стокого преследователя христианства? Кто убе­дил Павла, спросим мы у Иудеев, принять веру в Иисуса Христа? Не Пётр ли, не Иаков ли, или Иоанн, которым он внушал страх и недоверие, не только прежде своего обращения, но даже не­которое время и после оного, потому что когда Варнава ввёл его в собрание верующих в Иеру­салиме, все сохраняли ещё чувства недоверчиво­сти (Деян. 9, 26)? Без сомнения, нет; обращение Павла было делом не человеческого убеждения, но одной Божией благодати. Если Иисус умер, как простой человек, и тело Его похищено уче­никами; то каким образом сей умерший чело­век совершил одно из величайших Своих чудес, когда Его уже не было в числе живущих? И по смерти Своей, Он не только обращает к Себе Сво­его непримиримого врага, что уже само по себе служит достаточным доказательством Боже­ственного всемогущества, но и привязывает его к Себе узами столь сильными, что из всех Апо­столов он наиболее трудится для утверждения той самой Церкви, которую прежде столь жесто­ко преследовал.Где найти выражения, достаточно сильные для того, чтобы достойно изобразить доброде­тели сего великого мужа? В себе одном он сое­диняет всё, что есть самого превосходного во всех других. Всё, что есть самого удивительно­го в добродетелях Патриархов и Праведников, в святости и деяниях Пророков, в ревности Апостолов и самоотвержении Мучеников, - всё это в самой высокой степени мы находим в жиз­ни Святого Павла. И не имея намерения умень­шать в чём-либо их славу, можем сказать, что Павел соединил в себе самые возвышенные их добродетели. Но что мы говорим? Возвысимся нашею мыслию над пределами земли: перене­сёмся мыслию на самое небо, и не усомнимся приписать Павлу высокое наименование Ан­гела. Слава духов небесных состоит в их совер­шенном повиновении повелениям Господа, Ко­торый творит их, по словам Псалмопевца, Сво­ими вестниками и слугами. Павел, подобный, как и они, пламени огненному, протек всю зем­лю, очищая её; его не останавливала оболочка тела, приковывавшего его к земле, и он, живя ещё среди людей, являлся достойным соревно­вателем небесных умов.