Письма

Монастырь Влеммида назывался Имаѳіями (Ἠμάϑιοι) и находился близъ Ефеса.

Упоминаемая здесь попытка императора Михаила Палеолога отнять Константинополь у латинянъ относится въ весне 1260 г. См. летопись великаго Логоѳета Георгія Акрополита, по русск. пер. стр. 203–205.

25 іюля 1261 г.Известный историкъ и государственный человекъ, оставившій намъ «Летопись» главнейшихъ событій своего времени (перевед. на русск. языкъ и изданн. при Спб. Дух. Академіи въ 1863 г.) и принимавшій деятильное участіе во всехъ важнейшихъ делахъ при императорахъ Ѳеодоре Ласкарисе младшемъ (1255–1259) и Михаиле Палеологе (1259–1281) и между прочимъ въ Ліонской уніи, которую онъ принялъ на Ліонскомъ соборе 1274 г. отъ имени императора Михаила въ качестве полномочнаго его представителя на этомъ соборе. Кроме летописи отъ него осталось еще несколько сочиненій богословскаго содержанія и между прочили — λόγοι δυο περι τῆς εϰπορεύσεως του αγίου Πνεύματος, изъ которыхъ 1–е пространное издано о. Андроникомъ Димитракопуломъ вместе съ другими не изданными доселе богословскими сочиненіями разныхъ писателей въ первомъ томе своего сборника подъ заглавіемъ: Bibliotheca ecclesiastica continens Graecorum theologorum opera, Lipsiae 1866, по рукописи Московской сѵнодальной библіотеки. Второе слово о томъ же предмете, равно какъ и другія сочиненія Акрополита какъ богословскаго, такъ и Философскаго содержанія остаются доселе въ рукописяхъ. См. объ нихъ Fabricii, Biblioth. Graeca t. VII p. 770 ed. Harles и Oudini Commentarius de scriptor. ecclesiasticis t. III p. 465–467.Григорій Кипрскій почтилъ впоследствіи своего бывшаго учителя похвальнымъ надгробнымъ словомъ, къ сожалеію доселе не изданнымъ.Игра словъ въ подлиннике — οδ υϰ ηνείχετο του ϕρονήματος (мненіе высокое о себе и низкое о другихъ), ϰαὶ μᾶλλον ἐίπεἷν τοῦ ϰαταϕρονήματος (положительное пренебреженіе къ другимъ, презорство).Если принять, что Георгій Акрополитъ открылъ свою школу въ следующемъ по взятіи Константинополя 1262 г., то Григорій долженъ былъ родиться около 1233 г. (Прим. — Маттіэ).Разумеются церковныя смуты, последовавшія за провозглашеніемъ Ліонской уніи на востоке.Это было въ 1283 г.Разумеются Арсениты и другіе недовольные возведеніемъ автора на патріаршій престолъ и употреблявшіе все усилія къ тому, чтобы низложить его и заменить своимъ кандидатомъ. Усилія эти, какъ известно, увенчались успехомъ. Григорій действительно вынужденъ былъ отречься отъ престола въ 1290 г. и въ томъ же году скончался въ одномъ изъ константинопольскихъ монастырей.Ни мне, ни моимъ друзьямъ не удалось отыскать этого места въ твореніяхъ Платона (Прим. — Маттіэ).Эти свойства въ литературныхъ произведеніяхъ Григорія находитъ и Григора: «при богатыхъ дарованіяхъ и примерномъ трудолюбіи, онъ (Григорій), можно сказать, вывелъ на светъ и оживилъ благородную музыкальность, отличающую греческія сочиненія, и аттически звучащую речь, съ незапамятныхъ временъ скрывавшуюся въ глубине забвенія» (Римск. исторія, по русск. пер. стр. 155).