Творения. Т.1. Слова и проповеди

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия, во время возобновившейся и продолжающейся губительной болезни (о спасительном значении скорбей[78]). Говорено 5 июля 1848 г.[79]

Научивша многи, возвратистася в Листру, и Иконию, и Антиохию, утверждающа души учеников, моляща пребыти в вере, и яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие. Деян.14:21-22

Святой евангелист Лука в книге Деяний апостольских повествует между прочим о путешествии Павла и Варнавы по особенному повелению Духа Святого для проповеди Евангелия.

Совершив порученное Духом Святым посольство, Павел и Варнава возвращаются чрез те же города, которые проходили прежде, не минуя и убийственного города Листр, - таково дерзновение апостольское! Они не заботятся об охранении себя от опасности, уже испытанной, потому что все их попечение устремлено ко спасению других. Они не просто идут обратным путем, но продолжают апостольское дело, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и вразумляюще, яко многими скорбьми подобает, нам внити в Царствие Божие.

Когда видим, что люди, принявшие веру непосредственно из уст апостолов, видевшие апостольские чудотворения, в ней удостоверяющие, еще требовали апостольского попечения, чтобы утвердить души их, - что должны мы подумать, братия, о наших душах? Меньшая ли, даже не большая ли потребна забота о их утверждении?Тверды ли наши мысли о святом и праведном? Тверды ли наши добрые намерения? Постоянно ли духовное направление нашей деятельности? Не колеблют ли нашего ума сомнения, нашего сердца и воли - страсти и чувственные пожелания? Не упадаем ли духом иногда в уныние печали, иногда в уныние разленения.Мнящегося стоять твердо разочаровывает апостольское слово: Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12).Итак, для собственной нашей потребности будем внимательны к тому, как богомудрые Павел и Варнава утверждали души учеников. Каким же образом? Они увещевали их пребывать в вере. Это значит, что не довольно узнать веру Христову, принять ее посредством крещения и оставаться погруженным в обыкновенную жизнь сего видимого мира. Не довольно и того, чтобы прибегать к помощи веры только по временам, когда в наших недостатках или трудностях не находим земной естественной помощи, но надобно так себя располагать и бдительно наблюдать за таким расположением духа, чтобы мы пребывали в вере постоянно и непрерывно, чтобы дух веры проникал и обнимал наши силы, способности, наклонности, желания, действия, чтобы он был главною движущею силою нашей жизни.Открываешь ли око, пробуждаемое утром - открывай в то же время око веры в сердце и взирай к Владычествующему днем и вечностью, и проси Его помощи провести начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя к дню невечернему, а не к ночи вечной.Отходишь ли ко сну - помяни смерть, которой сон есть образ и преддверие, и молитвою веры передай себя Тому, Который есть воскрешение и живот (см.: Ин.11:25). Поколику же можешь победить сон или поколику он не победит тебя, помяни и в нощи имя Господа (см.: Пс.118:55), и полунощи востань исповедатися Ему о судьбах правды Его (62).Предприемлешь ли что - прежде всякого другого советника советуйся с верою. Воззови словом Павловым: Господи, что мя хощеши творити (Деян.9:6)? Угодно ли Тебе, Господи, предприемлемое мною? Если угодно, благослови; если не угодно, не допусти меня сделать не угодное Тебе. И потом слушай, что речет Тебе Господь в Своем слове, в твоем разуме, в твоей совести, в советах людей мудрых и благочестивых и во внешних указаниях и знамениях.