Собрание сочинений, том 5
1) Еле-еле нашлось безопасное место дня воспитания Сына Божия, странствующего на земле, и Тот, Которому принадлежит земля и все, что наполняет ее, из страны в страну бегая, в малом и всеми презираемом городке Назарете стал жить. Так и истинные христиане, рабы Его, пребывают в мире этом странниками и пришельцами: не имеют здесь постоянного града, но ищут будущего (Евр 13:14). На чужой стороне живя, всего опасаются, мир и дьявол непрестанно гонят их и стараются их погубить или повредить, потому что они не от мира (Ин 17:16), как и сам Христос, Начальник их.
Пристанем и мы к странникам этим, дабы с ними в небесное отечество прийти. Напишем на сердцах наших, что мы в мир этот входим не ради мира, но ради перехода на тот век, тогда подлинно и мы странниками в мире этом будем. Тогда не будем искать здесь ни богатства, ни чести, ни славы, не будем строить богатых домов, и прочее, зная, что все это оставим в этой стороне, но будем искать будущего града, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10).
2) Ирод боялся лишиться царства и потому такое кровопролитие учинить не убоялся, однако же не только царства, но и жизни лишился. Так смерть всему конец полагает и всех равными делает.
3) Видим, что люди там боятся, где нет страха, но там не боятся, где истинный страх. Боятся лишиться чести, славы, богатства, что все следует необходимо оставить всякому, но не боятся беззаконничать и навечно погибнуть. Это ослепление ума человеческого.
4) Злодеев и душегубцев казнь Божия постигает. Они думают долго жить и беззакониями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в него. Так Ирод хотел погубить Христа, и столько младенцев погубил, и хотел долго царствовать, но не удалось: умерли искавшие души Младенца. Так Авессалом хотел отца своего Давида умертвить, но нечаянно повис между небом и землей (2 Цар 18:9). Так Фараон, притеснявший Израиль, но Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себя, но опять, раскаявшись на свою беду, погнался в след за ним, желая себе поработить его и вместо раба иметь, но нечаянно, где надеялся найти корысть, там погибель себе и всему своему воинству отыскал, потонув, словно олово, в воде. Так судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников.
5) Не будем же ревновать лукавым и не будем завидовать делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут, по увещанию Псаломника (Пс 36:2). Но гонение и озлобление, нам от них бываемое, предадим Богу, судящему праведно, и терпением нашим будем спасать души наши.
Спасайся.
Письмо шестьдесят восьмоеПросишь, чтобы я написал тебе еще о Спасителе нашем. Хорошо, и мне это полезно. Предлагаю тебе о том (рассуждение).Читаем в Евангелии, что когда Сын Божий был двенадцати лет и когда по обычаю Матерь Его святая с Ним и с Иосифом пришла в Иерусалим на праздник Пасхи и, по окончании дней праздника, возвращалась в свой дом, то на пути заметила, что возлюбленного Сына Ее не было с ними, и, поискав Его между родственниками и знакомыми и не найдя Его, возвратилась в Иерусалим взыскать Его. Где же Его нашли? Слушай, что говорит евангелист: Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк 2:46-47).Примечай здесь, брат:1) Где Спаситель наш Господь обретен святой Матерью Своей? Не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где закон Божий толковался. Там Его отыскала, сидящего посреди учителей, и слушающего их, и спрашивающего их. Так и ныне в тех сердцах Он обретается, которые в законе Господнем день и ночь поучаются. В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвечает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои и в удивление приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, возжигает любовь и учит смирению и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют и в тех поучаются. Рассуждай об этом и поучайся в законе Господнем. Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел: но в законе Господне воля его, и в законе Его поучится день и ночь (Пс 1:1-2).2) Премудрость, и разум, и ответы Его, для отроческого возраста необычные, показывали, что Он есть ипостасное Слово Божие, Отчая премудрость и сила, во плоти явившаяся и между людьми живущая. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.