Собрание сочинений, том 5
3) Возбуждает воздыхание сердечное и молитву, так что с пророком будет вопить ко Господу: Не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живых (Пс 142:2).
4) Приводит к терпению, так как человек, когда здесь наказывается как-нибудь, признавать будет, что достойно наказывается, говоря с Псаломником: Праведен Ты, Господи, и праведны суды Твои (Пс 118:137). Итак, признавая свою виновность и Божие праведное наказание, покроет молчанием уста свои. Ибо Бог никого не обидит, но, что ни делает, праведно делает.
5) Рассуждая о Божией правде и своей виновности, не только будет терпеть приключающееся зло, но и будет желать и просить, чтобы здесь наказан был, дабы с миром не осудиться. Ибо лучше здесь кратко и легко наказанным быть, нежели там вечно и жестоко. Рассуждай же о правде Божией и будешь неподвижен ко всякому бесчинному деянию, страхом, как гвоздями, пригвожден. Рассуждай о правде Божией, и будешь с усердием каяться за прежние грехи, будешь воздыхать и молиться усердно об отпущении грехов, будешь терпеть всякое приключившееся бедствие.
Спасайся.
Письмо сорок четвертое
За что, спрашиваешь, люди благочестивые наказываются и страдают здесь, как видим и в Писании читаем?
Ответ.1) И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и благочестивые здесь наказываются Богом, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор 11:32).2) Благочестивым Бог посылает наказание из любви, а не от гнева. Как отец наказывает чад своих: наказывает их, но не умерщвляет, бьет, но не убивает. Об этом наказании говорит апостол: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец (Евр 12:6-7)? И здесь правда Божия показывается, которая и малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена.3) На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, Фараона и прочих.Рассуждай об этом и берегись греха, который и временное и вечное наказание за собой влечет.Спасайся.Письмо сорок пятоеТы спрашивал, что значат слова апостола: Который (Христос) предан за грехи наши (Рим 4:25)?Ответ: и здесь правда Божия нам открылась. Мы все согрешили и достойны были вечного наказания, но Христос Сын Божий волей Своей и благоволением Небесного Своего Отца взял грехи наши на Себя и наказание за грехи и потому изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис 53:5). Христос неповинен был: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр 2:22). Наказан же Христос Спаситель наш за наши грехи, чтобы мы, верующие в Него, навечно не были наказаны. Здесь видим правду Божию, Христовым страданием восполненную, а к нам, согрешившим, неизреченную Божию благость и человеколюбие. Слава щедротам Его безмерным, которым себя и тебя поручаю.Спасайся.Письмо сорок шестоеВ страдании Христовом видим и премудрость Божию, которая там изобрела путь ко спасению нашему, где, казалось, не было пути. Бог праведен и благ. Поскольку Он благ, то хотел спасти погибший род человеческий, а поскольку праведен, то нужно было Ему не оставить грех человеческий без наказания. Ибо несходно было бы с правдой Его – грех оставить без казни. Здесь премудрость Божия изобрела и устроила так, что и грех без наказания не остался, ибо Сын Божий за грех пострадал, и род человеческий спасение получает, и так страдание Христово и правду Божию и благость Божию утвердило. За это благодарим и поклоняемся человеколюбивому и премудрому Богу нашему, и хвалим святое имя Его, да сподобит и нас, грешных, Своего человеколюбия, которому как себя, так и тебя, и всех, имя Его нарицающих, поручаю.