Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.

Вездесущие Божие — пространственное и мысленное, то есть везде Бог — в пространственном отношении и везде — в мысленном: куда ни пойду я телесно или мысленно, везде я встречу Бога и везде мне навстречу Господь.

Ни из–за чего вещественного ни в коем случае не возмущай духа своего — ни жалением чувственных благ или скупостию, ни подозрениями в краже или похищении твоей собственности: прилепляйся ко Господу (Ср.: Пс. 72, 28; 1 Кор. б, 17), и Господь или сохранит все твое, или сохранит сердце твое от диавольских смертоносных козней. Ни о чемже пецытеся. Господь близ (Флп. 4, б, 5), то есть ни о чем, что касается телесного.

Скупому частое посещение гостей кажется неправдою с их стороны, и он считает себя вправе не терпеть их и дышать к ним ненавистию, будто бы за их неправду. Но разве вера христианская не учит его кротости и терпению — в случаях несправедливости к нам других, разве она не ублажает терпящих неправду от людей, разве она не говорит: от востязующаго твоя не истязуй (Ср.: Лк. 6, 30), разве она не указывает на Христа — Мстителя: Мне отмщение, Аз воздам (Рим. 12, 19; Втор. 32, 35); разве она не делает должником ему вместо них Самого Христа: блажен еси, яко не имут ти что воздати… (Ср.: Лк. 14, 14.)

Показа диавол Господу Иисусу вся царства все ленныя в черте временне, и реле Ему диавол: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и емуже аще хощу, дам ю: Ты убо аще покло нишися предомною, будут Тебевся(Лк. 4, 5–7). Это искушение Спасителя диаволом есть образ нашего искушения: и нас враг искушает почестями мира сего. И смотрите, как сыны века сего (Лк. 16, 8), обаянные врагом, алчут этих почестей и ради их кланяются врагу своему — диаволу? Каких средств не употребляют для того, чтобы добиться высшей почести, чтобы получить крест или орден — вместо того, чтобы искать почестей вышняго звания Божия (Ср.: Флп. 3, 14). Как щекочет каждого самолюбивое и гордое желание — стать выше других или сравниться с теми, которые выше пас! Как поднимают многие свои головы, ставши выше своих собратий! Сколько внутреннего услаждения своими преимуществами! Сколько тайной радости, что они не хуже других, что они лучше многих, что они опередили достойнейших своих товарищей, которые при всей добросовестности своей, при всем усердии к своей службе, при всех отличных дарованиях своих еще не получили того, что мы, благодаря только счастливым обстоятельствам и, может быть, своим проискам, получили! О! Это диавольское утешение! Это поклонение диаволу: эти люди падают и кланяются диаволу. Ты убо аще поклонишися предо мною, будут Тебе вся (Лк. 4, 7). Братия! Будьте осторожны: не кланяйтесь врагу Божьему, да не отвратит от вас в день оный лица своего Владыка и Судия всех.

Июля 23 дня 1861 года. Сюда относятся, кроме почестей, и великолепные одежды, служащие к тщеславию, и изысканное убранство квартир, званые обеды и все, чем хочет человек снискать суетную славу мира сего. Все, изысканно ради тщетной славы одевающиеся и украшающие свои квартиры, кланяются диаволу, который лелеет их, как своих чад и усердных поклонников, побуждает их делать эти постыдные дела, распаляя их пожелания и прихоти. Но как эта власть над вселенною Vi вся слава ее (временная) предана диаволу (См.: Лк. 4, 6)? Верны ли эти слова врага? Царь вселенной есть Един — Господь, создавший ее. Моя есть вселенная и исполнение ея (Пс. 49, 12), — говорит Он в псалме; равным образом слава есть Его едина го на небеса и на земли (Ср.: Пс. 148, 13), почему Он и называется Богом славы: Бог славы возгреме (Пс. 28, 3). — Потому слова врага ложны с этой стороны. — По не справедливы ли с какой–нибудь стороны? Если разуметь под вселенною мир, во зле лежащий (Ср.: 1 Ин. 5, 19) и усердно ему служащий похотию плоти, похотию очей и гордоетию житейскои (Ср.: 1 Ин.2,16), то в таком случае слова диавола справедливы: ибо Сам Бог действительно попустил врагу искушать грешный род человеческий, предавший ему себя чрез грех, — и отдал, так сказать, во власть его: се, предаю ти его, токмо душу его соблюди (Иов. 2, 6).

Приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15, 7) (говорится особенно о немощных). Видишь, как необходимо единодушие и радушие в приеме друг друга. Видишь, какое основание для такого образа жизни! Какое же? — То, что и Сам Христос принял нас, немощных и грешных, во славу Божию: отсюда научитесь, братия, отнюдь не пренебрегать немощными и кем бы то ни было, но всех принимайте с радостию и готовностию помогать друг другу, как и Христос принял вас во славу Божию, в Царство Небесное.

Толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). Толцы в двери милосердия Божия, каким грехом ни согрешишь, как бы ни были пламенны стрелы врага, как бы ни было сильно его упорство в твоем сердце: и тебе верно отверзется. Я стучал: и мне всегда отверзались двери Божия милосердия. Это помни всегда, когда молишься Господу или Пречистой Его Матери, или святым.

Где и чем меня враг не смущал? В школе [361] — недоверчивостию к своему слову, в жизни общественной — смущал и смущает тою же недоверчивостию к слову, и обыкновенное, легкое для других дело — свободная, правильная, мерная речь — для меня дело трудное по причине недоверчивости к себе. Я кажусь себе профаном в тех предметах, о которых говорят мои собеседники, ничего не ведущим, хотя, если бы стал говорить по законам рассудочного мышления и по достаточным сведениям, которые я приобрел о всех предметах, — то нашелся бы что сказать рассудительно и дельно. Но, не доверяя себе, краснею за себя, и враг мой, радующийся злом моим (Ср.: Пс. 34, 26) и высматривающий во мне слабые стороны, чтобы нападать на них и мучить меня, — мучит меня уничижением и унынием. Впрочем, я часто и не поддаюсь, при благодати Господа моего, козням его, но, призвав мысленно Спасителя прийти на помощь к моей немощи, — успокоиваюсь Им, принимаю на себя спокойную важность, не заботясь суетно о том, что скажут обо мне другие, и предоставляя большинство в светском слове тем, которые в нем искусны, себе же оставляя лучшее господство — в слове духовном, в котором, свидетельствуюсь моим Господом и Его силою во мне, я не мелок и могу говорить с силою.Смущал меня враг и при Богослужении и вообще при всех духовных требах священника, и, как мутный, грязный, сильный, обильный поток заливал иногда мою душу, которая от него не видела ни себя, ни света Божия, оставаясь вся смутною, пораженною как бы насмерть. Но искреннее покаяние и глубокие воздыхания к Богу и слезы о своей маловнимательности к делу Божию и своем нетерпении привлекали ко мне милость Божию: и душа моя очищалась, прояснялась, успокаивалась, ободрялась после тяжелого наводнения сатаны. Чтобы избавиться мне от этого страшного искушения, я сам составил молитву Господу моему, чтобы Он даровал мне благодать бодренным, сердцем и трезвенною мыслию [362] с сердцем сокрушенным и смиренным (Пс. 50, 19), с верою и любовию приносить Ему мольбы, славу, благодарение и поклонение [363]; молился ею каждый день и не перестаю молиться: и Он внял моей молитве, и избавил меня от насильства вражия — и вот уже давно я бодро говорю молитвы, моления, прошения и благодарения (1 Тим. 2, 1) Триединому Богу, Богу спасения моего (Пс. 50, 16), Богу сердца моего (Пс. 72, 26); не оставляю молитвы моей, чтобы опять не подвергнуться тому же искушению.Где не смущал меня враг! Если я хотел делать самое обыкновенное для других людей дело, которое они делали свободно, спокойно: и там он поражал меня смущением. — Нужно ли было снять с меня фотографический портрет — я садился и смущался духом: вражие волны как назло приливали к моему сердцу и искажали черты моего лица. Враг преследовал меня злобно везде.2 7 июля после соборной Литургии. О кое блаженство мое бяше и есть от причащения пречистых и животворящих Таин Господа моего! Как мне хорошо! Слава Тебе, Господи! А пред Литургией враг запнул было меня и уязвил мое сердце жалением для брата тленной снеди и гневом на него. Долго я стенал сердцем и молился Господу и Пречистой Его Матери, и наконец Господь помиловал меня. Я вообразил твердо и признал сердцем, что все пред Господом моим, который есть един Сущий (Исх. 3, 14) — ничто, и всякая пища и питие, все богатства мира и его удовольствия — ничто; вся земля и исполнение ея (Ср.: Пс. 23, 1) — как ничто, и что на Него единого, от небытия в бытие, все приведшего [364] должно все совершенно надеяться и всего от Него ожидать: ибо Он всегда со мною все может сделать. Что блюсти единение духа в союзе, мира (Еф. 4, 3) с братией есть жизнь моя и всех людей, что этого единения духа не должно ничто разделять, как разве явные грехи брата, ибо в этом случае необходимо разделение и не впасть в противление Господу, чтобы не быть во единомыслии лукавства. — Сам Господь говорит, что Он пришел разлучити таким образом даже отца на дщерь и сына на матерь… и что враги человеку домашнии его (Ср.: Мф. 10, 35, 36). — Диаволу попускает Господь искушать нас и для возбуждения спящих сил души, нашей ревности по Боге и усердия ко благочестию, потому для опытных в духовной жизни, для укрепившихся в вере и надежде на Господа искушения врага служат благодеянием.Слава и благодарение иребыстрой Заступнице моей, Госпоже Пресвятой Богородице: Премилосердая, Она избавила меня от тесноты вражией по молитве моей пред всечестною Ее иконою Казанскою. Тяжело было у меня на сердце: чувствовал какое–то разъединение сердца от домашних моих духом неприязненным, какую–то тесноту и тяжесть. Все это было, как знаю, дело врага, занявшего мое сердце. Но помолился я Госпоже нашей, как живой и предо мною находящейся, прочитал: Нескверная, неблазпая [365] потом: Заступнице усердная [366] и К Богородице прилежно [367] и тотчас стало легко, легко на сердце и единение любви водворилось в сердце, симпатия к домашним, и стал я человеком, как говорится. А часто бывает со мною какая–то непонятная, тяжелая для меня самого убийственная апатия к другим, ко всему, даже к себе: все это дело человекоубийцы (Ср.: Ин. 8, 44), неотступно ищущего моей печали и погибели, пленяющего меня всеми возможными способами в свою темную власть, но особенно — глупым самолюбием и апатиею к другим; он силится образовать в сердце моем постоянное нерасположение к ближним моим: я это вижу ясно; но не удастся ему, всезлобному человеконенавистнику, сделать это: надеюсь на всесильную благость и благодать Господа моего, Который не допустит врагу всеять в мое сердце нелюбовь к ближнему; я молюсь Ему об этом и буду впредь о том молиться. Злодей возмущает и колеблет злобою ко мне и сердца домашних моих: я это вижу; я не неразумеваю у мышлений его, но ему не удастся разделить сердца ближних моих: болий есть Иже в нас, нежели он — иже в мире (Ср.: 1 Ин. 4, 4) действующий и обольщающий всех. Господь и Его Пречистая Матерь, святые Ангелы–хранители и святые угодники Божии заступят нас. — Нравоучение. Всякий раз, когда ты будешь в дурном расположении духа, когда овладеет тобою апатия к людям и ко всякому делу — знай твердо, что в тебе враг и не косни в этом пагубном состоянии, а сейчас молись Господу, чтобы Он избавил тебя от врага молитвами Пречистыя Своея Матери, и чаще умоляй Саму Ее, Матерь любви и мира. Остерегайся всевозможно, чтобы тебе не огорчаться ни взглядом, ни словом, ни делом ближнего и ни на минуту не питать к нему неприязненного расположения; ни из–за чего не питай нерасположения и нелюбви к ближнему — ни из–за денег, ни из–за пищи и одежды, ни из–за жилища, ни из–за чего материального, зная, что душа брата бесконечно выше всего вещественного, — что только враг унизил и погубил нас чрез снедь древа и теперь всячески ищет погубить нас посредством приманки всех пяти чувств и всевозможного услаждения их; что только враг бесплотный попрал нас и готов пристрастием нашим к пище и питию погубить нас на вечность. Июля 27 дня 1861 года.Не предавайся унынию и мрачному расположению духа, зная, что и оно от врага: радуйся, скажу с Апостолом: и паки реку: радуйся (Флп. 4,4). Нам, христианам, есть о чем радоваться постоянно, ибо мы чада Бога всеблагого и всемогущего; нам обещано вечно блаженное Царство: Обещавший верен (Евр. 10, 23); Ходатай надежен, залог Духа в сердцах наших (Ср.: 2 Кор. 1, 22) также верен — а унывать зачем? — Одним бесам свойственно унывать: их ожидает несомненная вечная мука, в которую они всячески хотят и усиливаются вовлечь нас, но не удастся им, ибо Господь наш с нами.Кто имеет нерасположение, вражду на брата, тот в плену у диавола.