ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

328

Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и cл.

329

PG, t. 79, col. 1169 АВ[Русск. пер.; Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 208.]

330

Wensinck, цит. соч., р. 294-295.

331

PG, t. 160, col. 1117 В. 332Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301 D. 333Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402. 334Wensinck, p. 113. 335Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207. 336Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511. 337Ed. Theotoki, XXXII, p. 202. 338Там же. 339Слово 45, 10. 340PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические сотницы св. Исихия Синайского опубликованы Минем, PG, t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского. 341См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de l'Hesychasme bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre 1938, p. 61-67. Cм. также важный источник по исихазму «Сотницы Каллиста и Игнатия», опубликованный в немецком переводе Ammann, Wurzburg, 1938. Выпуск в свет этих двух работ знаменует начало более углубленных и беспристрастных работ об психазме, сильно недооцениваемом на Западе до наших дней. 342Еп. Феофан Затворник. Собрание писем, вып. V, М., 1899, с. 189 (письмо 911). 343PG, t. 79, col. 1192-1193. 344PG, t. 65, col. 1040 С. 345Слово подвижническое, гл. 59, изд. Попова, т. 1, с 340, 303. 346Там же, гл. 16, т. 1, с. 43. 347PG, t. 88, col. 1156. 348Там же. col. 1160. 349Беседа 53, 2; Русск. пер., вып. II, с. 7. 350PG, t. 46, col. 96 С. 351PG, t. 31, col. 908 CD. 352PG, t. 91, col 1308. 353Wensinck, p. 342. 354PG, t. 120, col. 425. 355PG, t. 34, col. 761. 356PG, t. 88, col. 1776-1780. 357PG, t. 40, col. 1268 A. 358Слово 79, 2. Русск. пер. еп. Феофана вып. II, с. 318-319. 359PG, t. 32, col. 513 В, 565 АВ, 673. 360PG, t. 160, col. 823. 361Св. Григорий Палама. Слово на Преображение: PG, t. 151, col. 448 В.См. прекрасный очерк афонского монаха о. Василия Кривошеина (впоследствии архиепископ Брюссельский) «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» в Seminariuni Kondakovianum, VIII, Прага, 1936, с. 99- 154. 362Творения св. Симеона Нового Еогослова, Смирнское изд., 1886, ч. II, с. 1. 363PG, t. 150, col. 1833. 364Слово 57, 1; изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 36; св. Григорий Палама. Главы физические: PG, t. 160, col. 1169 A. 365PG, t. 151, col. 268 АВ. 366PG, t. 160, col. 1232 С. 367PG, t. 151, col. 433 В. 368Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 22 беседа св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 175-177; цитируется у о. Василия Кривошеина в Seminairium Kondakovianum, VIII, с. 138. 369Разговоры души и тела: PG, t. 160, col, 1361 С.Подлинность этого произведения, приписываемого св. Григорию Паламе, оспаривается; во всяком случае, оно принадлежит тому же духовному направлению.