Статьи и речи

Сегодняшние люди, которые населяют Москву и другие города России, в большинстве своем — это уже дети и внуки атеистов, люди, родившиеся уже не в православных семьях. И поэтому так прямо сказать, что все эти люди непременно будут православными, невозможно. Очень многие из них приходят в церковь и слышат там что‑то непонятное: они не могут понять славянского языка, они не могут понять чтения нараспев; приходят в церковь, стоят, вслушиваются, пытаются прорваться к Богу, ничего у них не получается, и — уходят.

Мне, например, за последние два дня рассказали два факта. Первый: в одном из московских храмов на литургии Преждеосвященных Даров священник согласно уставу читал Евангелие — долго, красиво, по–славянски, и прихожане — церковные люди, читавшие Евангелие не раз, не десять и не двадцать, а, может быть, тридцать, сорок, сто, двести раз, сказали потом: «Мы ни слова не поняли, потому что вот он так нараспев читал, что было непонятно о чем». И второй факт: девушка из такой вот семьи, уже давным–давно не христианской, дочка и внучка атеиста, приходит в церковь и радостно участвует в богослужениях на английском языке. О, ужас! — ей понятнее то, что читается в американской церкви по–английски, чем то, что читается у нас по–славянски!

Это факт, над которым необходимо задуматься, — богослужение должно быть понятным. Хотя мне, например, очень трудно отказаться от славянского языка в богослужении, потому что я его люблю с рождения, с раннего детства, потому что прочитать Евангелие по–славянски — для меня всегда праздник! Но я понимаю, что это чтение будет очень многим непонятно, что надо читать по–русски.

Я уверен, что многие сейчас возмутятся — православный священник призывает к чтению Евангелия на русском языке! Да, это действительно звучит, как какая‑то крамола, звучит, как что‑то возмутительное, пока в центре для нас стоит чин богослужения, пока в центре для нас стоит верность традиции (мы очень любим это выражение), пока в центре для нас стоит колокольный звон, атмосфера храма, древнее благочестие, но как только в центре оказывается Христос, так многие проблемы сами собой уходят на второй план! И оказывается, что мы копья ломаем и обсуждаем, на каком языке служить и как проповедовать, и чьему пути следовать — пути отца Александра Шмемана или отца Александра Меня или, наоборот, пути отца Серафима Роуза — только по одной причине: потому что в центре нашей религиозности стоит что‑то другое, может быть, что‑то очень хорошее (потому что верность традиции это замечательно, потому что верность древнему благочестию это тоже замечательно), но не Христос.

Повторяю: пока в центре нашей религиозности стоит что‑то (может быть, что‑то очень хорошее даже), но не Христос, у нас возникает масса проблем — чьими учениками быть, по чьему пути за Христом идти, как именно исповедовать нашу веру, на каком языке служить, сокращать или не сокращать богослужения и т. д., но когда в центре оказывается Христос, все эти проблемы сами решаются. Все те проблемы, которые казались еще вчера сверхсущественными, сегодня, когда Он вошел в нашу жизнь, уходят на второй план, потому что с нами — Он, и Он Сам делает в нас и через нас то, для чего пришел в этот мир!

Он разделил с нами полноту беды

РАДИОБЕСЕДА О. ГЕОРГИЯ ЧИСТЯКОВА09.04.96 г.(ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК)(кассета 10, сторона А)Завтра Страстная Среда, и во время богослужения, в числе прочих чтений из Священного Писания, мы будем читать и вторую главу из Книги Иова. Место, где рассказывается о том, как пораженный лютой проказой от подошвы ноги и по самое темя Иов на слова своей жены, которая предлагает ему: «похули Бога, и умри», в ответ говорит: «ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:9–10). Именно в этот день, именно в Великую Среду, и Священное Писание и Церковь ставят вопрос о  человеческой судьбе, о проблеме зла в мире. Откуда в мире зло? Если Бог Всеблаг и любит нас, то как Он допускает это зло? Люди часто говорят: Бог наказывает, есть даже народная пословица: Бог наказал.Но Бог не безжалостный демон, чтобы так страшно наказывать, чтобы наказывать детей — невинных младенцев — за грехи родителей, чтобы допускать детям умирать от рака, от лейкоза, чтобы терпеть те войны, которые идут повсюду, чтобы терпеть все бедствия, которые так страшно разрушают мир вокруг нас. Если Бог не безжалостный демон, то как Он это все допускает? Неужели может Он нас так наказывать, или все это терпеть, или так нас учить?! Нет, это невозможно. Но если Бог это такой безжалостный демон, который нас так учит, то тогда действительно надо поступить, как и советует Иову его жена: похулить Бога и умереть.