Личность и Абсолют

2. а) Я понимаю свет мистически как познание и созерцание и жизнь в этом знании; знание как новая жизнь.

b) В 17 гл. ясно, что Имя=слава. Еще Ев. Иоан. 5, 40—44.

c) Но слава и есть свет.

Лук. 2, 9 и 32; 9, 32; Деян. 7, 55;

Апок. 21 и 22 гл.

III. Однако я не хочу сказать, что Имя совершенно тождественно славе.

Общее: слава есть выявление Божественной сущности и Имя. Но разница: слава есть явление объективно–божественное. Имя есть явление объективно–божественное, узнанное и формулированное человеком и доступное к участию в нем человеческого естества.

IV. а) Тут я перехожу к др. возражению. Имя Божие не есть Бог, потому что основное убеждение христианства —дифизитство.b) Я согласен,что а) Имя есть не просто Бог,что b) это—энергия сущности Божией, явленное и действующее в нашем зр [имо ]—вр [еменном] мире,что с) в Имени есть человеческое соучастие (ср. заклинание, чудеса и т. д.).c) Но это не есть дифизитство в том смысле, как дифизичен Христос.Там равномерно участвуют два естества, образуя ипостасное единство.Здесь участие неравномерное (не сам иерей—сила таинства, он лишь посредствующее звено, пр[остранственно] — вр[еменное] условие. Имя как физико–физиологически–психологический акт есть лишь условный знак для другого Имени, уже стоящего вне этого акта и являющегося мистической силой.Из того, что иерей заклинает, не следует, что он обожествляется и творит заодно с Богом. Это единство—благодатнодарованное, где человек не перестает быть грешным и смертным человеком. Богочеловечество Христа не только по степени сильнее богочеловечества Имени в Вашем понимании.Вы упрекнули меня в пантеизме (душа—частица Божества), а я Вас—в обожествлении психофизиологической природы человека, пользующегося Именем, то есть тоже в пантеизме.V. Далее, reductio ad absurdum[675] осталось без возражений.VI. Я привлекаю платонизм.VII. Свет мистиков не есть свет философов.a) Я и не отождествлял.b) Я говорил, что мистика—в основе.c) И. В.[676] под философией понимает исключительно формально–логические операции ума.d) Но полная философия—в единстве диалектики и мистики.e) В этом свете и «Кратил». VIII. Определение Имени.1) Божество неисповедимая, безымянная и ничем не охватываемая бездна,2) излучающая свою сущность в энергии и являющая свой оформительный лик. Троица. Так полнота Божества обитала в Христе телесно.3) Это такая энергия сущности, к соучастию с которой, по определению Божию и притом сознат[ельно] — раз[умно], привлечено и слабое, тварное человеческое существо.УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО О БОГЕ 13 декабря 1922 г.I. Три задачи: 1. Изложение учения.2. Локализация его на фоне православного мировоззрения.3. Выводы для имяславия.II. Учение Гр[игория] Η [исского ] о Боге:1. О непостижимости Бога, или апофатическое богословие.