Хаос и структура

Хаос и структура

"Все философско–математические и логические исследования, представленные в данном томе,

созданы в 30—40–х годах, и ни одно из них не знало печатного станка при жизни автора.

Работа, проделанная им на отрезке жизни вплоть до фатальной «Диалектики мифа», позволяла не

только с уверенностью определять «трех китов», несущих, по Лосеву, весь груз мироустройства,

— Имя, Миф, Число. Вслед за (или, вернее, вместе с) «философией имени» и «абсолютной

мифологией» должна была быть построена и «философия числа».

"Очевидное тяготение А. Ф. Лосева к систематическому методу диалекти"ки с опорой на упомянутуювыше триаду позволяет с уверенностью определить его принадлежность к давней и необычайностойкой традиции. Первое звено в этой цепи преемств составляют Платон и Аристотель, далееследуют неоплатоники во главе с Плотином и Проклом, затем — Николай Кузанский, потом —немецкие идеалисты в лице Шеллинга и Гегеля, наконец, новое и последнее звено было ковано накузне отечественной мысли… Конечно, диалектическим методом владели многие из лосевскихучителей и современников, вспомним В. Соловьева, Флоренского, Франка, Карсавина, Ильина,Муравьева. Лосевская мысль на этом фоне выделяется своим идейным монизмом, непоколебимойпоследовательностью в приложениях, принципиальным универсализмом, возведенным в принцип. Ноне только. Здесь явлен итог, произнесено последнее слово. По словам автора Предисловия к«Диалектическим основам математики», в «случае Лосева» мы имеем дело с одним из«завершительных, резюмирующих умов», каковые «всегда появлялись в конце великих эпох длятого, чтобы привести в систему вековую работу мысли и создать инвентарь умирающей культуры,чтобы передать его новой культуре, только еще строящейся»""Со страниц логико–математических исследований А. Ф. Лосева встают тени великихпредшественников. Ажурная архитектоника лосевской «Логической теории числа», безусловно«одного из шедевров в философской литературе, занимавшейся числом» (12), соразмерна,сомасштабна, соприродна триадическим построениям «учения о бытии» из «Науки логики» Гегеля.Когда в «Диалектических основах математики» обнаруживаются веские суждения о «множестве всехчисел» и за таковым закрепляется термин «тотальность», в родственном ряду мы тут же находим«единство множества», Totalitat Шеллинга. И в той же книге прослеживая логическую «дедукциюгеометрических фигур», нужно вспомнить более ранние построения «Античного космоса исовременной науки», которые выводят нас прямо к Проклу с его комментариями «Элементов»Евклида. Чтение философского эссе «О форме бесконечности» (523—533) почти невольно заставляетвспоминать трактат «Об ученом неведении» Николая Кузанского — столь равномощны и равнозначимыэти два текста. Во всяком случае там, где затрагиваются одни и те же темы, разительносовпадают и результаты. Можно приводить еще много примеров подобных перекличек или, вернее,своеобразного диалога единомышленников. Даже в тех случаях, когда в своем диалектическом