Разсказывали намъ старцы такой бывшій у нихъ на глазахъ случай. Однажды при управленіи обителью Игумена Дамаскина производили какой-то ремонтъ снаружи монастыря у хлѣбной, которая, какъ извѣстно, примыкаетъ къ братскому кладбищу. И вотъ, при копаніи какого-то рва, обрѣли гробъ съ совершенно нетленнымъ тѣломъ іеромонаха. Покойникъ былъ большаго роста, борода рыжеватая, въ рукахъ, по обычаю іеромонашескаго погребенія, держалъ онъ небольшой серебрянный крестъ. Кто былъ покойный? Никто не зналъ. Возвѣстили объ этомъ отцу Игумену Дамаскину. О. Игуменъ, какъ старожилъ, болѣе полвѣка прожившій на Валаамѣ, пришелъ, посмотрѣлъ на лицо почившаго и сказалъ: «Я что-то не помню такого іеромонаха, очевидно, онъ жилъ до моего прихода на Валаамъ». Помощникъ ризничаго старый монахъ О. Іосифъ, прожившій на Валаамѣ болѣе 40-ка лѣтъ, находившійся въ это время здѣсь, благословился у О. Игумена перемѣнить крестъ, держимый покойникомъ, обмѣнить его на другой. О. Игуменъ благословилъ это сдѣлать. Тогда О. Іосифъ, взявъ изъ рукъ покойнаго крестъ, вручилъ ему другой крестъ. Послѣ сего рабочіе, по благословенію О. Настоятеля, у хлѣбной же въ стѣнѣ сдѣлали подкопъ-нишу и поставили гробъ съ тѣломъ почившаго туда, закопавъ его землею. Кто это былъ нетлѣнный почившій іеромонахъ, даже и до сего времени никто не знаетъ.

21. КОНЧИНА О. АДРІАНА

Разсказывалъ намъ покойный О. Никита Чредниченко (закройщикъ). «Когда я ещё первые годы жилъ въ монастырѣ, меня О. Игуменъ Іонафанъ назначилъ послужить двумъ умирающимъ старцамъ: Іеросхимонаху Вонифатію и монаху О. Адріану. Келліи у нихъ были рядомъ въ больничномъ корпусѣ, такъ что мнѣ было удобно навѣщать обоихъ ослабшихъ старцевъ и служить имъ. Старцы оба были очень слабы, но въ полной памяти и съ мирнымъ духомъ, сознательно приближались къ неизбѣжной для всехъ живущихъ на землѣ смерти. «Однажды, помню, — говоритъ О. Никита, поздно вечеромъ, послуживъ одному старцу, О. Адріану, и исполнивъ его немногочисленныя желанія и простившись съ нимъ, я перешелъ къ другому, О. Вонифатію. Сдѣлавъ и тому всё нужное, я опустился на стулъ и какъ-то сразу же задремалъ и вижу такой ясный и дивный сонъ, который и по сіе время словно у меня передъ глазами. Вижу я, будто бы какой-то особенный свѣтъ, и вотъ отъ земли до самаго неба протянулся широкій коверъ, настолько чудный и необыкновенно, неописуемо красивый, что невозможно и выразить его красоту, словно живые цвѣты, роскошные и благоухающіе были вплетены въ него. По этому ковру поднимается отъ земли на небо мой больной старецъ О. Адріанъ, келлію котораго я только что оставилъ, простившись съ нимъ. Старецъ былъ въ бѣломъ одѣяніи или хитонѣ. Величественно и радостно онъ слѣдовалъ по этому предивному ковру и шелъ не ногами, а какъ бы на колѣняхъ, невидимой силой влекомый, плавно и торжественно возвышаясь поднимался всё выше и выше отъ земли къ небеси. Я не могъ оторваться отъ этого дивнаго о зрѣлища, но почему-то дальнѣйшаго я былъ недостоинъ узрѣть, сонъ мой сразу какъ-то пресѣкся и я, проснувшись, недоумѣвалъ. Что же такое означаетъ это удивительное сонное видѣніе? Мои размышленія прервалъ болящій старецъ О. Вонифатій, въ келліи котораго я задремалъ. «Братъ Никита! Что это такое творится у моего сосѣда О. Адріана? — спросилъ онъ меня. Тамъ происходитъ какое-то служеніе, я слышу тамъ прекрасное пѣніе, ужъ не молебенъ ли у него братія по его просьбѣ служатъ? Подика посмотри, что тамъ дѣлается у него?» Я пошелъ. Отворивъ въ его келлію дверь, вижу, что въ келліи у него никого нѣтъ, а самаго старца обрѣлъ съ пріятнымъ и радостнымъ лицомъ, мирио почившимъ о Господѣ.

Воистину, скажемъ мы словами псалмопѣвца, честна предъ Господемъ смертъ преподобныхъ Его (Пс.115, 6).

Блажени мертвіи, умирающіи о Господгъ отнынѣ. Ей, глаголетъ духъ, да почіютъ отъ трудовъ своихъ (Апок. 14, 13).

Скончался О. Адріанъ 14-го Марта 1883 года, а отецъ Вонифатій — 16-го Марта того же 1883 года.

22. ЯВЛЕНІЕ ПРЕПОДОБНЫХЪ СЕРГІЯ И ГЕРМАНА СОМНѢВАЮЩЕМУСЯ ИНОКУ

При О. Игуменѣ Пафнутіи, стоящій у раки Препп. Сергія и Германа монахъ К. часто мысленно сомнѣвался и смущался такимъ помышленіемъ: здѣсь ли подъ спудомъ обрѣтаются мощи первоначальниковъ нашей святой обители и чудотворцевъ Сергія и Германа или гдѣ-нибудь въ иномъ мѣстѣ? «Угодники Христовы! — Часто говорилъ онъ, — хотя бы мнѣ, грѣшному, во снѣ увидѣть Васъ. Вѣдь вотъ я нахожусь постоянно у Вашей святой раки, а сомнѣніе не оставляетъ меня, маловѣрнаго!» И вотъ богоносные Отцы наши благоволили его утѣшить и успокоить его сомнѣніе. «Однажды, — говорилъ онъ, — помню, это было въ Декабрѣ мѣсяцѣ, пришелъ я, по своему обычаю, раньше, чтобы привести всё въ порядокъ къ вечернѣ. Отворивъ церковь, подошелъ къ ракѣ и, по обычаю, совершенно спокойно, ни о чёмъ особенно не думая, сталъ кое-что дѣлать и убирать. Вижу, лампада надъ ракою ясно горитъ. Тутъ мнѣ пришла мысль въ голову и явилось желаніе приложиться къ Преподобнымъ. Не сталъ я обходить, какъ полагается, раку, а гдѣ стоялъ на лѣвой сторонѣ, тутъ и сталъ прикладываться, сначала къ Преп. Герману, и только что вступилъ на ступени, какъ вижу ясно въ ногахъ у раки съ правой стороны, у аналоя стоитъ схимникъ въ полной схимѣ. Со мной что-то произошло непостижимое и никогда мною не испытанное. При полномъ мирѣ сердечномъ и спокойствіи, я почувствовалъ, что словно я безъ тѣла сталъ: сдѣлался каким-то особеннымъ, легкимъ. Приложившись къ Преп. Герману, иду на правую сторону раки и, когда сталъ прикладываться кь Преп. Сергію, то увидѣлъ то же и на лѣвой сторонѣ, въ ногахъ у раки стоитъ другой схимникъ. Тогда я, приложившись къ Преп. Сергію, всталъ передъ ракою и вотъ уже ясно вижу двухъ святолѣпныхъ старцевъ-схимниковъ, стоящихъ молча по бокамъ раки, причемъ Преп. Сергій как бы шевелился, или поправлялъ свою схиму и мантію. Малое освѣщеніе отъ лампады не позволяло мнѣ разсмотрѣть до тонкости черты ихъ лицъ, но всё-таки въ общемъ видны были ихъ бороды, очертанія лица, носа и схимническое одѣяніе. Въ это время я, находясь въ какомъ-то неизреченномъ благоговѣйномъ духовномъ чувствѣ, подумалъ: «Неужели же я вижу Васъ, Преподобные Отцы наши Сергіе и Германе! Господи помилуй! Что же это такое?!» «Старцы Божіи! Земніи Ангели и Божіи человѣки!» —воскликнулъ я и въ радостномъ чувствѣ отъ избытка духовной радости и зримаго видѣнія упалъ на колѣни, и въ порывѣ чувствъ, съ благоговѣніемъ положилъ земной поклонъ угодникамъ Божіимъ. Когда же я поднялся на ноги, то Преподобные скрылись изъ моихъ глазъ и стали невидимы. Не скоро я могъ придти въ себя, настолько это сильно потрясло и поразило меня. Но когда я понялъ и убѣдился, что я, недостойный, сподобился видѣть своихъ Преподобныхъ Отцевъ Сергія и Германа, тогда умилилось моё сердце и слезы ручьемъ потекли изъ глазъ моихъ. И я плакалъ нѣсколько дней. Конечно, я старался скрыть свои слезы отъ братіи и никому въ то время ни слова я не проронилъ о своемъ видѣніи; а самъ съ тѣхъ поръ сердечно увѣровалъ, что угодники Божіи тутъ же обрѣтаются и ещё сильнѣе любовію привязался къ нимъ. 23. СМЕРТОНОСНОЕ ПИТІЕ Iеросхимонахъ Антипа II Господь во святомъ Евангеліи говоритъ: Аще что и смертно испіютъ, не вредитъ ихъ (Мк. 16, 18). По вѣрѣ въ помощь Божію можно и смертоносное и ядовитое что-нибудь выпить и не потерпѣть ни малѣйшаго для здоровья вреда. Одному нашему Іеромонаху пришлось служить въ одномъ глухомъ мѣстѣ въ Финдяндіи. При первой же литургіи онъ ощутилъ въ большомъ мѣдномъ посеребрянномъ потирѣ, въ огромной его подстановкѣ, что-то жидкое движущееся. Онъ сталъ осматривать его со всѣхъ сторонъ, но нигдѣ отверстія видимаго не нашелъ, между тѣмъ, въ днѣ потира, несомнѣнно, была какая-то жидкость. Тогда онъ понялъ, что, по всей вѣроятности, въ потирѣ есть какая-нибудь невидимая для глазъ дырочка и въ неё, время отъ времени, капелька за капелькой, во время совершенія св. литургіи утѣкала Божественная Кровь. Сталъ онъ искать, какъ бы отнять самую подножку отъ чаши. Долго ему не удавалось, но наконецъ-то удалось отвинтить подставку. И что же? О, Господи, помилуй! Онъ вылилъ оттуда цѣлый большой ковшикъ темно-зеленоватой жидкости. Очевидно, отъ времени мѣдный сосудъ совершенно измѣнилъ обычный цвѣтъ вина и окрасилъ его своею купоросною окисью. Что же дѣлать? Вѣдь это же изъ св. потира натекла Божественная Кровь Христова, надо её употребить. Но съ другой стороны: какъ же и пить-то её? Вѣдь это же чистѣйшій ядъ — окись мѣди, и, безусловно, очень ядовитая и вредная для здоровья жидкость. Не много разсуждая, сей не изнемогшій въ вѣрѣ служитель Престола Божія, подливъ кипятку въ эту жидкость и перекрестившись, выпилъ всю до капельки. И вотъ, Слава Богу! Не потерпѣлъ ни малѣйшаго вреда для своего здоровья. Истинно Господь сказалъ: «По вѣрѣ вашей будетъ Вамъ». Затѣмъ чрезъ добрыхъ людей Богъ помогъ ему пріобрести для этого храма новый хорошій серебряный сосудъ-потиръ; а прежній упразднить какъ несоотвѣтствующій своему назначенію. 24. БЛАГОДУШІЕ СТАРЦА ІЕРОМОНАХА ОТЦА АЛЕКСІЯ Iеросхимонахъ Алексiй