Въ 1893 году, въ Большомъ скиту Всѣхъ Святыхъ скончался монахъ отецъ Арсеній (фотографъ). О. Игуменъ Гавріилъ благословилъ похоронить его въ томъ же скиту, гдѣ онъ много лѣтъ жилъ и подвизался. Стали копать для него могилу рядомъ съ Іеросхимонахомъ Клеопой, умершимъ ещё въ 1816 году, бывшимъ ученикомъ великаго старца Паисія Величковскаго, дѣлателя Іисусовой молитвы и вообще старца высокой духовной жизни. Во время копанія его могилы послушники вдругъ ощутили сильное пріятнѣйшее благоуханіе, которое ощущалось всѣми и чѣмъ дальше тѣмъ сильнѣе, чему они очень удивлялись. Когда работа ихъ близилась къ концу, то сбоку изъ сосѣдней могилы выпалъ человѣческій черепъ, чистый, темнаго восковаго цвѣта. Благоуханіе ещё болѣе усилилось. Братія тогда послали за старцемъ О. Ѳеофиломъ, управляющимъ въ то время скитомъ. Послѣдній пришелъ и распорядился позвать Іеросхимонаха Алексія и прочихъ скитскихъ старцевъ. Отецъ Алексій поспѣшилъ прийти къ могилѣ, и когда увидѣлъ черепъ и почувствовалъ дивное благоуханіе, то съ великою радостію взялъ въ руки черепъ и сказалъ предстоящимъ братіямъ: «Это глава святаго старца Іеросхимонаха Клеопы». Затѣмъ сказалъ главѣ, какъ бы обращаясь къ живому лицу: «Отче Клеопа! Христосъ посреде насъ!» — и, перекрестившись, съ любовію нѣсколько разъ поцѣловалъ голову, и долго всѣ любовались пріятнымъ видомъ главы и восторгались чуднымъ ароматомъ, и послѣ сего, по желанію всехъ скитскихъ старцевъ, отслужили панихиду по блаженномъ старцѣ Іеросхимонахѣ Клеопѣ и, вложивъ бережно главу его на свое мѣсто, прикрыли землею. Іеросхимонахъ Клеопа, какъ извѣстно, пришелъ на Валаамъ въ 1811 году, а почилъ о Господѣ въ 1816 году.

2. О ЖЕЛАНІИ СМЕРТИ О. АНТИПЫ I

Iеросхимонах Антипа I

Когда приблизился къ смерти жившій въ скиту Всѣхъ Святыхъ 17 лѣтъ старецъ Іеросхимонахъ О. Антипа, провождавшій аскетическую и молитвенную жизнь, подвизавшійся ранѣе на Аѳонѣ, говорили, что правило его келейное начиналось съ 12-ти часовъ ночи и оканчивалось къ 12-ти часамъ дня. Когда онъ, заболѣвши, ослабѣлъ, то братія скитская и монастырская приходили къ нему посѣтить его и попрощаться съ нимъ. Пришелъ и хозяинъ скита монахъ О. Ѳеофилъ и, желая повеселить больного старца, какъ обычно дѣлаютъ съ сильно больными людьми, утѣшая его, сказалъ: «Ничего, старецъ, не унывай, ты ещё поживешь съ нами, не скоро ещё умрешь; желаю тебѣ поправиться и тогда снова, какъ и раньше, будешь жить въ добромъ здравіи». — «Что ты, что ты это говоришь, Отецъ Ѳеофилъ! серьезно возразилъ старецъ,— напрасно ты мнѣ желаешь, чтобы я поправился, развѣ мало я жилъ на этомъ свѣтѣ и всё ради Бога претерпѣлъ: и скорби, и напасти, и болѣзни. Нѣтъ ужъ, довольно мнѣ жить, я желаю умереть, пора, пора мнѣ окончить земную жизнь, чтобы, по милости Божіей, успокоиться отъ всего и со Христомъ быть неразлучно во вѣки. Не желай и не моли Бога, чтобы я поправился, — заключилъ благодушно старецъ О. Антипа, мнѣ пора уже и отойти къ отцамъ моимъ!»

Вскорѣ же старецъ мирно почилъ о Господѣ 10-го Января 1882 года. Такъ-то относятся къ смерти добрые иноки-подвижники, они желаютъ скорѣй разрѣшиться отъ тѣлесныхъ узъ, чтобы соединиться со Христомъ навсегда, и душа ихъ изъ этого суетнаго и многоскорбнаго міра рвется какъ изъ чужой страны на родину, отлѣтая въ иной лучшій міръ, куда уже давно стремились они всѣмъ своимъ существомъ, и душой и сердцемъ, какъ олень жаждущій стремится къ водѣ, такъ и они жаждутъ видѣть своего Господа.

3. О ПОСТѢ СТАРЦА ІЕРОСХИМОНАХА О. АНТИПЫ I

О томъ же старцѣ Іеросхимонахѣ Отцѣ Антипѣ говорили, что, будучи постникомъ, онъ всю первую недѣлю Великаго поста совершенно не вкушалъ пищи вплоть до Субботы и тогда уже, послѣ причащенія Святыхъ Христовыхъ Таинъ, разрѣшалъ свой постъ. Такого правила держался старецъ много лѣтъ, но однажды, какъ онъ самъ послѣ говорилъ одному близкому къ нему по духу иноку: «Я какъ бы мысленно потщеславился своимъ подвигомъ и при наступленіи поста не попросилъ у Господа помощи на этотъ подвигъ, но, самонадѣянно полагаясь на свои силы и многолѣтній опытъ, началъ св. Четыредесятницу. И что же, съ перваго же дня я настолько ослабѣлъ и изнемогъ, что при всемъ моемъ желаніи никакъ уже не могъ поститься, но на второй же день поста принужденъ былъ вкусить немного пищи и тѣмъ укрѣпить свое изнемогшее тѣло. Такъ-то Господь смирилъ меня, и я узналъ и убѣдился, что безъ помощи Божіей мы ничего добраго дѣлать не можемъ».

4. КОНЧИНА СТАРЦА ІЕРОСХИМОНАХА АНТИПЫ I Ещё говорили о почившемъ блаженномъ старцѣ Іеросхимонахѣ О. Антипѣ Аѳонскомъ, что онъ старался ежедневно и неопустительно прочитывать акаѳистъ Божіей Матери. Кромѣ того, читая самъ, онъ и другихъ убѣждалъ ежедневно прочитывать сей акаѳистъ Царицѣ Небесной, увѣряя, что кто ежедневно будетъ читать акаѳистъ Матери Божіей, тотъ не умретъ внѣзапной смертію. Ученики его старались посильно исполнять сію старческую заповѣдь. Когда же самъ старецъ заболѣлъ и сталъ приближаться къ смерти, напутствуемый всѣми христіанскими таинствами, тогда пришелъ къ нему посѣтить его ученикъ, слѣпой монахъ О. Агапій. Видя, что старцу уже не до разговоровъ, так какъ онъ уже очень сильно ослабѣлъ, и вспомнивъ старческое наставленіе ежедневно читать акаѳистъ и сознавая, что самому старцу теперь уже невозможно прочитать его по причинѣ полнаго изнеможенія, решилъ самъ за него прочитать таковой. Зная акаѳстъ наизусть, онъ началъ громко читать его. Умирающій, по-видимому, внимательно слушалъ любимый свой акаѳистъ. Лице его приняло видъ полнаго спокойствія; дыханіе становилось всё тише и тише, и на 7-мъ кондакѣ. когда О. Агапій произнесъ слова акаѳиста «Хотящу Симеону отъ нынѣшняго вѣка преставитися прелестнаго», старецъ мирно предалъ духъ свой Богу, отойдя отъ «прелестнаго сего вѣка» въ міръ духовный и блаженный на вѣчную радость и покой. 5. О ПРОЗОРЛИВОСТИ СТАРЦА О. ИСАІИ Скончался въ 1914 году Іеромонахъ Отецъ Исаія, прожившій въ обители 60 лѣтъ, изъ нихъ послѣднія 20 лѣтъ прожилъ онъ въ Предтеченскомъ скиту. Жизнь старецъ проводилъ суровую подвижническую. Нестяжаніе у него было поучительное — рукодѣліе, соединенное съ молитвой, — всегдашнее. Нѣкоторые подвиги у него были удивительны, такъ напримѣръ, когда онъ жилъ въ отдѣльной келліи, то печку зимой не топилъ, поэтому вода, находящаяся у него въ келліи, замерзала, и онъ, ради Бога, претерпѣвалъ стужу. Другой сокровенный его подвигъ узнали только послѣ его смерти, когда стали опрятывать его тѣло, то оказалось, что ногти на ногахъ онъ никогда не остригалъ, вслѣд-ствіе чего они были настолько велики, что достигали нѣкоторые двухъ вершковъ длины, другіе, согнувшись, какъ бы вросли въ тѣло. Можно думать, что отъ этого старецъ испытывалъ ужасную боль, но молча, ради Бога, не показывая никому своихъ страданій, онъ сокровенно отъ похвалы людской совершалъ свой подвигъ. Разсказываютъ много Случаевъ его удивительной прозорливости, изъ нихъ приведемъ въ примѣръ хотя одинъ. Такъ, однажды скитскому Іеросхимонаху О. Исидору случилось справедливо оскорбиться на одного инока, жившаго въ томъ же скиту, который, считаясь его духовнымъ сыномъ, сознательно оскорбилъ своего духовнаго отца и не приходилъ къ нему, чтобы по обычаю иноческому смириться и попросить прощеніе; между тѣмъ подошло время говѣнія, и оскорбившему волей-неволей надо было прійти къ О. Исидору на исповѣдь. Послѣдній, оскорбившись, рѣшилъ не принимать его на исповѣдь, но отослать къ другому духовнику. «Только что это я подумалъ и рѣшилъ такъ сдѣлать, — разсказывалъ самъ О. Исидоръ, — какъ въ церкви подходить ко мнѣ старецъ О. Исаія и убѣдительно говоритъ мнѣ: «Нѣтъ, отецъ, нѣтъ, ты его не отгоняй отъ себя, это онъ такъ, по простотѣ своей сдѣлалъ, да ещё врагъ на него подѣйствовалъ. Онъ исправится, прими его и не смущайся», — закончилъ старецъ и отошелъ отъ меня. Я былъ до крайности удивленъ, думая, какъ жс это такъ, почему онъ могъ провидѣть моё намѣреніе и узнать мои мысли? Конечно, послѣ этого я съ любовію принялъ помянутаго инока, и послѣдній дѣйствительно послѣ этого случая совершенно исправился». 6. О СИЛѢ СЛОВЪ СТАРЦА ІЕРОМОНАХА ИСАІИ Пріѣхалъ однажды въ Предтеченскій скитъ на лодочкѣ съ провожатымъ изъ обители одинъ весьма почтенной наружности генералъ. Хозяинъ скита О. И. подошелъ къ нему съ привѣтствіемъ. Генералъ объявилъ ему, что онъ по благословенію отца Игумена пріѣхалъ для того, чтобы побесѣдовать со старцемъ О. Исаіей; тогда хозяинъ скита отвѣтилъ ему: «Что же можетъ Вамъ особенное сказать Отецъ Исаія — вѣдь онъ человѣкъ простой, необразованный и едва ли Вы можете отъ него узнать что-либо интересное». Генералъ какъ бы опѣшилъ и смудценно возразилъ: «Мнѣ сказали, что старецъ О. Исаія - подвижникъ святой жизни». На эти слова генерала хозяинъ отвѣтилъ: «Да у насъ-то и всѣ здѣсь живущіе братія -- подвижники. Но только для Васъ, какъ человѣка образованнаго, О. Исаія, какъ старецъ-простецъ, для собесѣдованія не годится. Вотъ Вы лучше сходите въ нашу скитскую церковь; погуляйте по острову, здѣсь у насъ есть чудныя живописныя мѣстечки». — «Да, нѣтъ же! Я не за этимъ сюда пріѣхалъ, — отвѣтилъ ему смущенно генералъ, -мнѣ надо успокоить свою душу, кто бы онъ ни былъ, вашъ отецъ Исаія, а разъ Игуменъ благословилъ мнѣ съ нимъ побесѣдовать, то прошу покорно проводить меня къ нему!» — «Въ такомъ случаѣ, пожалуйте! Вотъ братъ Николай проведетъ Васъ до его келліи».