Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого.

Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них.

Грехопадения кто разумеет? (Пс. 18, 13),— говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое.

Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблю- стись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: от тайных моих очисти меня, то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грехи.

Грешить «волею» — значит грешить заведомо, с намерением и от злобы.

Апостол Павел говорит так об этих грехах: если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи.

Отступившим от Христа и волей восстающим против Него невозможно прлучить прощение; как изъясняет это тот же апостол, говоря: невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4. 5ю 6).

Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины. «Невольный грех» — тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию. Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые. Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев. От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то и все детища их, все прочие грехи уничтожатся. Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы — Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собой Царство небесное. КАКИЕ ГРЕХИ ВЕДУТ НАС К СМЕРТИ И КАК БОРОТЬСЯ С НИМИ ЧТО ТАКОЕ ГОРДОСТЬ Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Ин. 16, 15 Гордым Бог противится. Ин. 4, 6 Важнейший и самый древний из смертных грехов — гордость. Этот грех можно определить так: гордость есть безмерная, преувеличенная любовь к самому себе, ложное почтение к своим достоинствам и слепая уверенность в них. «Кто заражен гордостью, тот ко всему наклонен оказывать презрение даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны» (св.прав. Иоанн Кронштадтский). Гордый высокоречив, многословен, ищет славы, чести, похвалы и покорности от всех. «Гордость обыкновеннее всего показывает себя в том, что зараженный ею делает себе равными всех или, по крайней мере, многих, высших себя по возрасту, по власти, по способностям и не терпит быть ниже их.